«Креативность — это враг»: Скульптуры Тома Сакса на Земле и других планетах

Т ом Сакс получил известность благодаря самодельным скульптурам, созданным из подручного материала. В основе его творчества лежит практика культурного заимствования — придания новых характеристик или образов уже имеющимся произведениям современной культуры. Элементами инсталляций Сакса становились McDonald’s, бренды Chanel, Hermes и Dior, а увлечение космосом и деятельностью NASA вылилось в разработку собственной космической программы.

Еще Сакс выпустил коллаборацию с Nike, участвовал в создании декораций для тура Фрэнка Оушена, а в прошлом году представил третий этап космической программы и «высадился» на Европу — один из спутников Юпитера. DTF Magazine рассказывает, что нужно знать об одном из самых ярких скульпторов современности

Скейт в обмен на гаечный ключ

Скейтбординг — первое увлечение Тома. Он рос во времена зарождения этой уличной культуры, поэтому скейтбординг стал для него способом самовыражения: «В японской культуре есть термин „митате“, означающий что-то вроде „использования неправильных вещей в благих целях“. И для меня скейтбординг стал такой вещью. Катание на машинах, по бордюрам… Мир — это твой скейт-парк, не ограниченный одними лишь рампами и возвышенностями. Меня это очень вдохновляло».

Однако вскоре Сакс понял, что не выделяется среди сверстников, многие из которых катались лучше него. Поэтому влечение Тома к конструированию вещей взяло верх над скейтбордингом: он продал скейт, а на вырученные деньги купил первый гаечный ключ. Созданием скульптур он увлекся еще в детстве, а первую фигурку из подручных материалов сделал в восемь лет. В те времена отец Сакса хотел купить фотоаппарат Nikon, но не мог себе его позволить, поэтому Том смастерил фотоаппарат из пластилина, бутылочных крышек и другого мелкого мусора.

Высшее образование Сакс получил в Беннингтонском колледже свободных искусств, два года изучал архитектуру в Лондонской школе архитектурной ассоциации, а получив диплом, несколько лет проработал в мастерской архитектора Фрэнка Гери. Именно там у него появились идеи будущих проектов.

McDonald’s, гильотина и другая сатира на современную жизнь

В начале 1990-х Том вернулся из Англии в Нью-Йорк и открыл свою мастерскую. Его рабочее пространство, Allied Cultural Prosthetics, расположилось в закоулках одного из центральных кварталов города, где Сакс начал работу над своими первыми проектами. «Если мне удавалось выгнать всех из моего уголка в мастерской, выключить компьютер и закинуться таблеткой аддерала, я мог создать скульптуру совершенно случайно», — рассказывал он.

Мастерская Allied Cultural Prosthetics (Фото: Surface, Huck)

Первую известность ему принесла инсталляция с рождением Иисуса для витрины нью-йоркского магазина Barneys. С самого начала Сакс не стеснялся менять классические мотивы на свой манер: ключевых персонажей он заменил фигурками Hello Kitty и Барта Симпсона в одежде от Chanel и Hermes, а над хлевом поместил логотип McDonald’s, таким образом обратив внимание на проблему одержимости брендингом и культуру консьюмеризма.

Hello Kitty Nativity (1994) (Фото: Tom Sachs)

Далее последовала первая персональная выставка в 1995 году — Cultural Prosthetics. В рамках проекта Том объединил бренды высокой моды с оружием и показал скульптуры ручной гранаты с символикой Hermes, пистолет Глока с брендом Tiffany и самодельную винтовку, а в выставке, Creativity is the Enemy, список инсталляций пополнился гильотиной Chanel и макетом концлагеря Prada. Сочетая гламур с популярными брендами и образами, Сакс создал сатиру на современную жизнь.

Переломным моментом в творчестве скульптора стала выставка Sony Outsider в 1998 году. Тогда большинство скульптур создавала другая команда, однако подобный подход противоречил технике бриколажа, главное условие которой — собственноручное создание инсталляций. Многие скульптуры, включая полноразмерную реплику атомной бомбы, сброшенной на город Нагасаки, создавались за пределами мастерской Сакса, за что скульптора раскритиковали искусствоведы.


Копия атомной бомбы с жилым помещением внутри на выставке Sony Outsider (1998)


Критик New York Times Роберта Смит отметила, что «на экспонатах нет видимого присутствия рук мистера Сакса», а «произведения могут считаться результатом работы других артистов». С тех пор Том лично отвечает за создание всех своих инсталляций:

«У нас есть собственная система изготовления вещей из разных материалов. Конечно, можно сделать „по-твоему“, „по-моему“ и „как правильно“. Но я настаиваю на том, чтобы все делалось „по-моему“, даже если такой способ занимает больше времени. Поначалу я не до конца осознавал ценность собственноручно созданных вещей».

Сакс стал одним из самых заметных скульпторов течения нео-поп, а также считается одним из популяризаторов техники бриколажа. В 2000 году он организовал выставку «Американский бриколаж» в нью-йоркской галерее Sperone Westwater, где помимо собственных работ показал работы скульпторов Александра Колдера, Грега Колсона, Тома Фридмана и девяти других. Теперь работы Сакса можно увидеть в коллекциях нью-йоркских музеев Метрополитен, Соломона Гуггенхейма и центре американского искусства Уитни, а также в парижском Центре Помпиду.

Креативность — это враг

Том Сакс в студии (Фото: Huck)

Для создания скульптур Том использует практику бриколажа — создания предметов из подручных материалов. Будь то кусок пластика, веник или крышка от унитаза — в руках Сакса и его команды даже такие вещи могут стать деталью реплики космического модуля. И если на первый взгляд кажется, что в мастерской скульптора царит хаос, на самом деле все лежит на своих местах, а для команды действует свод неоспоримых правил с видео-мануалом Ten Bullets.

К примеру, за каждую ошибку назначается денежный штраф «Жертва Кожаному лицу» (отсылка к персонажу из одноименного хоррора. — Прим. DTF Magazine). «Если кто-то оставит включенным пистолет с клеем на всю ночь — штраф 20 долларов. Если оставит открытой входную дверь… ну, скорее всего, его уволят, но вообще в списке значится штраф 50 долларов. Каждая мелочь важна, — рассказывает Том. — Штраф за провинности выплачивается на месте, а потом мы устраиваем вечеринку на собранные деньги».

В одной из 10 «заповедей» этого мануала Сакс называет креативность своим врагом, объясняя это тем, что не считает нужным отклоняться от заданной концепции:

«Для меня важно сделать работу согласно плану и не импровизировать без абсолютной необходимости. Я считаю искусство капризным, но очень снисходительным к импровизации. Мне нравится применять инновации, но только в том случае, если они вводятся постепенно. Я верю в инновации и считаю их одной из определяющих характеристик моей работы. Тем не менее они работают только в том случае, если имеют прочную основу»

В процессе создания скульптур для Сакса важна точность и рассчитанность действий, каждое из которых выставлено напоказ. Многие швы, отметки или стыки оставлены в скульптурах намеренно и демонстрируют этапы создания объекта.

Космическая программа Тома Сакса

Значительное влияние на творчество Сакса оказало увлечение космосом, которое проявлялось уже в самых первых инсталляциях: например, в виде уменьшенной копии пусковой установки для ракеты-носителя (2003) или в виде макетов лунных модулей (1999).

Но Сакс пошел еще дальше: увлечение космосом вылилось в открытие тематической выставки Space Program в 2007 году в лос-анджелесской галерее Gagosian. Для своей космической программы он вдохновился миссиями NASA и создал из подручных материалов копию посадочного модуля Apollo в натуральную величину. Не обошлось и без модификаций — в интерьер модуля он добавил библиотеку и холодильник с алкоголем.

Лунный модуль Apollo (2007) (Фото: Tom Sachs)

Инсталляции проекта повторяли сцены высадки человека на Луну, для чего Сакс снял серию постановочных видео и транслировал их в импровизированном командном центре. Роль первых людей на Луне скульптор доверил двум женщинам, одетым в скафандры ручной работы.

Следующий этап изучения космоса Сакс воплотил спустя пять лет, показав в галерее Park Avenue Armory процесс высадки на Марс и освоение Красной планеты. На решение выбрать Марс повлияло само NASA: «В 2009 году мы уже готовились к следующей миссии. И однажды в дверь нашей мастерской постучали представители агентства. Нам рассказали, что Обама собирается свернуть лунную программу Буша и посоветовали сделать целью нашего нового перформанса Марс. И даже помогли переделать лунную программу для Марса, — вспоминает Том.

«Если бы мы просто вернулись на Луну, это выглядело бы как ностальгия. Но мы артисты и должны рассматривать программу с точки зрения ее влияния на окружающий мир. NASA были правы. Художники ответственны за образование и развлечение, а не просто за глупую ностальгию»

Для экспедиции на Марс скульптор использовал элементы из предыдущей выставки, дополнив их точной репликой марсохода в натуральную величину и бумбоксом в виде спутника на солнечных батареях. В рамках развития космической программы Сакс также показал образцы марсианского грунта, собранные женщинами-астронавтами.


Space Program: Mars (Фото: Tom Sachs, WIRED)


Третьей и последней на данный момент «экспедицией» стала высадка на Европу — один из спутников Юпитера, поверхность которого покрыта льдом. «Европа покрыта льдом, а подо льдом находится жидкая вода. Как мы знаем по нашему опыту на Земле, где есть вода, там есть и жизнь. Поэтому мы надеемся в скором времени добраться туда и добыть доказательства существования живых организмов», — рассуждал Сакс перед запуском программы в 2016 году.

Space Program: Europa (Фото: Tom Sachs)

Экспедиция на Европу также прошла в рамках выставки Tea Ceremony, где скульптор совместил элементы космической программы с традиционной японской церемонией чаепития. Участники «экспедиции» устроили перформанс и провели чаепитие на импровизированной поверхности спутника.

Коллекция NIKEcraft

Еще одним элементом космической программы Сакса стала коллаборация с Nike. Одновременно с высадкой на Марс в 2012 году, скульптор представил кроссовки Nike Mars Yard и капсулу одежды NIKEcraft. В нее вошли водонепроницаемые плащи с принтом таблицы Менделеева на спине, ветровка с капюшоном и фирменным принтом Сакса на груди и сумка для вещей, выполненная с использованием материала для скафандров.

Вещи из коллекции NIKEcraft (Фото: 032c)

Наибольшее внимание уделили созданию кроссовок. В разработке модели Nike Mars Yard принимал участие инженер NASA Томмасо Ривеллини, в изготовлении учитывались стандарты обуви для космонавтов, а в качестве материала для верхней части обуви использовали ткань для воздушных подушек марсоходов NASA. И даже несмотря на быструю изнашиваемость этого материала, среди сникерхедов коллаборация все равно считается знаковой. К примеру, первые модели Nike Mars Yard после релиза перепродавались на eBay за три тысячи долларов.

Nike Mars Yard 1.0

Летом 2017 года Том вместе с Nike выпустил обновленную модель кроссовок Nike Mars Yard 2.0. «Это не переиздание. Они выглядят идентично, но сделаны из нового материала, с небольшими изменениями. Что-то пошло не так в прошлый раз, но мы провели работу над ошибками», — объяснил Сакс.

В обновленной версии кроссовок дизайнер заменил материалы и вставил сетку из полиэфира для лучшей вентиляции и вывода влаги. Верхняя часть кроссовок Nike сшита из замши, а язык набит пеной. В то время как первая модель с выступающей подошвой создавалась для ходьбы по поверхности, имитирующей Марс, второй вариант предназначается для повседневной жизни. Проведя работу над ошибками, Сакс назвал кроссовки «лучшими, чем все предыдущие модели Nike и кроссовки других брендов».

Вместе с запуском обновленной модели скульптор устроил перформанс, в рамках которого все желающие проходили полосу препятствий Space Camp, повторяющую тренировочную площадку для космонавтов. Участникам, которые прошли испытание с соблюдением всех условий, Сакс дарил пару кроссовок и эксклюзивную футболку, разработанную совместно с NASA.


Том Сакс х Nike Space Camp (Фото: GQ)


Сотрудничество с Фрэнком Оушеном

В 2017 году Фрэнк Оушен стал хедлайнером ряда крупных музыкальных фестивалей по всему миру, однако его выступления запомнились не только музыкой. Светящийся диско-шар посреди сцены, стена из винтажных колонок, футуристические стулья с дырами для облегчения веса конструкции и уменьшенная версия стереосистемы из визуального альбома Endless, с прикрепленным сбоку пожарным топором, — за все декорации тура Оушена отвечал Том Сакс.

Декорации тура Фрэнка Оушена (Фото: i-D)

По словам скульптора, большинство вещей они придумали спонтанно в ходе обсуждений и творческого потока мыслей: «Мы с Фрэнком друзья, и однажды мы просто разговаривали о разных вещах. Я не рассматривал это как создание дизайна сцены. Я просто помню разговоры о диско-шаре в какой-то момент».

Оформление концертного тура Фрэнка — не первое сотрудничество артистов. В 2016 году Оушен выпустил студийный альбом Blonde и визуальный альбом Endless, а релиз пластинок сопровождался выходом первого номера журнала Boys Don’t Cry. Том участвовал в создании каждого проекта. 140-часовой перформанс Оушена, транслировавшийся на Apple Music, и вышедший следом за ним 45-минутный визуальный альбом частично спродюсированы Саксом, он же разработал для фильма декорации.

«Мне нравится то, что делает Фрэнк. За свою жизнь я повстречал множество людей, которые считаются профессионалами своего дела, и мне всегда приятно, когда они ценят мой труд, а я ценю их творчество, — говорит Сакс в интервью i-D. — Однако случай Фрэнка особенный: этот человек занимает новые высоты самыми необычными способами, и его нельзя упрекнуть в потакании интересам других людей. До тех пор пока Фрэнк придерживается своей формулы, он продолжит развиваться и делать крутые вещи. Мне было весело делать тот бумбокс для него».

Скульптор также появился на страницах журнала Оушена с визуализацией проекта Colors и записал видео на трек Provider: в нем он смастерил кастомный бумбокс, к задней стенке которого примотал мачете.


Иллюстрации: Евгений Шилов специально для DTF Magazine

Подписывайтесь на DTF Magazine в Facebook, Instagram, Twitter и Telegram

Дизайн — crevv.com
Розробка — Mixis