На слуху. Как SZA обрела контроль, потеряв его

А мериканская R&B-певица и сонграйтер SZA начала профессиональную карьеру четыре года назад — и уже достигла приличных высот. Ее музыкой вдохновляется Кендрик Ламар, она пишет тексты для Бейонсе, Рианна «присваивает» трек певицы для своего альбома, а вышедший этим летом первый студийный лонгплей Ctrl музыкальные критики называют одним из лучших релизов года. Ко всему этому прибавились пять номинаций на премию Грэмми, включая категорию “Лучший новый артист” — рекорд среди всех номинированных девушек в этом году. И это только начало музыкальной карьеры. Рассказываем подробнее о том, кто такая SZA и как ей все это удалось

Объект унижений 

Солана Имани Роу родилась в семье мусульманина и христианки. Она воспитывалась правоверной мусульманкой, поэтому с детства носила хиджаб. Подрастая в пригороде Нью-Джерси, Солана была одной из немногих темнокожих детей-мусульман и еще в раннем детстве подвергалась унижениям на почве расовой ненависти. Ситуация значительно ухудшилась после терактов 11 сентября. «После 9/11 ситуация поменялась с „о, это та девочка, которая иногда носит хиджаб, но с ней все в порядке“ на „о, ты поклоняешься дьяволу“. У меня могли украсть хиджаб, могли преследовать меня по пути домой. Поэтому отец встречал меня во дворе», — вспоминает Солана в интервью Vogue.

Поначалу главным увлечением Соланы был спорт: в школе она занималась гимнастикой и участвовала в соревнованиях. Тогда никто (и даже сама девушка) не мог предугадать, чем обернутся для нее обыденные тусовки у брата с прослушиванием треков Biggie и Wu-Tang Clan с шуточными фристайлами поверх их битов. «Музыка будто появилась из ниоткуда,  говорит SZA.  Родители позволяли мне заниматься тем, чем мне хочется. Они думали, что я буду танцевать, это [музыка] не было предопределенным занятием. Мне кажется, никто и не подозревал, чем обернется для меня такое хобби».

Каждая буква ее сценического имени соответствует букве верховного алфавита мусульманской общины в Гарлеме

Успешный дебют

Окончание школы не обозначило для Соланы конкретных ориентиров в жизни. Сменив три колледжа и будучи исключенной из последнего за употребление наркотиков, она решила попробовать себя в моде, ради чего переехала в Нью-Йорк и какое-то время подрабатывала барменом в стриптиз-барах. В то же время девушка стала больше интересоваться музыкой и в свободное время записывала треки дома, читая поверх чужих битов с YouTube и SoundCloud.

Первый интерес к ней со стороны музыкальных лейблов появился еще до выпуска первого проекта. Однажды по стечению обстоятельств SZA побывала на концерте, который спонсировал бренд ее парня. Там же выступал Кендрик Ламар и присутствовали представители его локального лейбла Top Dawg Entertainment (TDE). Президент TDE Терренс Хендерсон оценил творчество певицы и уже тогда задумался о возможности подписать Солану на лейбл. Правда, переговоры о сотрудничестве между артисткой и TDE начались после выхода ее дебютного микстейпа see.SZA.run в 2012 году.

Дебютный проект хорошо оценили музыкальные критики, а журналисты The Guardian сравнивали песни SZA с творчеством Фрэнка Оушена и The Weeknd.

Love Galore, записанный с Трэвисом Скоттом, стал первым платиновым треком SZA

Проекты «S.» и «Z.»

Через год после успешного релиза микстейпа SZA выпустила второй проект — S, который записала уже во время студийных сессий с созданными специально для нее битами. Примерно в то же время представители TDE объявили о заключении контракта с певицей. Она стала первой женщиной на лейбле и присоединилась к команде Кендрика Ламара, ScHoolboy Q и Ab-Soul. «Когда TDE подписали меня, мне вручили чек, спросив, что я думаю по этому поводу. И я такая: „Да, конечно“. Чек лежал в кармане, но у меня даже не было денег, чтобы добраться до банка, когда я возвращалась на самолете обратно в Нью-Йорк», — рассказывает SZA в интервью журналу i-D.

Начало профессиональной карьеры принесло новые возможности и открытия. Проводя время в студии, где она работала над дебютным EP и записывала гостевые куплеты для коллег по лейблу, певица стала свидетельницей процесса записи композиций для уже состоявшихся артистов. Солану шокировало, что тексты для треков зачастую пишут несколько разных людей. «Мне казалось, что каждый делает это самостоятельно. Вы не представляете, насколько я была зла, когда узнала, что другие люди пишут тексты для них [артистов]», — призналась SZA.

Впрочем, такие открытия не помешали ей сохранить свою индивидуальность. В 2014 году она выпустила лид-сингл Babylon с гостевым куплетом от Кендрика Ламара и следующий за ним первый проект на TDE — Z. Релиз хорошо восприняли слушатели, а многие критики отметили его как хороший старт для сольной карьеры и начала работы над первым студийным альбомом. Z дебютировал на 39-м месте в чарте Billboard 200 и на 9-м — в Billboard Hip-Hop / R&B.

В том же году Солану заметила Бейонсе, которая как раз работала над пластинкой Lemonade. «Бейонсе хотела посмотреть, что я из себя представляю. Она была первым человеком, кто заинтересовался мной, — вспоминает SZA. Я вышла из студии [после сессии с Бейонсе], оставила песню, никогда больше не слышала ее — и тут вдруг: „Эй, этот трек может оказаться на альбоме Ники Минаж“. И я такая: „Правда? Это безумие!“».

В результате демоверсия трека превратилась в композицию Feelin’ Myself для альбома Минаж The Pinkprint, а сама Бейонсе время от времени приглашает Солану поработать в студии. «Она иногда звонит мне, когда хочет, чтобы я поучаствовала в чем-то, — рассказывает певица. — А я благодарна уже за то, что она хотя бы думает обо мне. Я такая: „Да, конечно, какую конечность мне отдать в этот раз?“ Однажды я сглупила, сказав ей: „Мне кажется, люди всегда предлагают тебе такое…“, — на что она ответила: „Я редко подпускаю к себе людей настолько близко“».

Контроль

После выпуска первого EP на лейбле SZA приступила к записи дебютного студийного альбома. На ранних этапах пластинка называлась A, завершая серию двух предыдущих релизов и формируя псевдоним певицы: S, Z, A. Для проекта Солана записала сотни композиций, большинство из которых так и не достигли стадии мастеринга, а переломным моментом стало сотрудничество с Рианной для записи ее альбома Anti. «Рианна позвала меня в свой лагерь сонграйтеров. И у меня не получалось написать ничего на протяжении трех часов, когда Фаррелл пришел узнать, как наши успехи. И я такая: „Б*я, мне нужно дать Фарреллу послушать мои записи“, — вспоминает Сиза в интервью i-D. — Я решила включить ему какой-то трек из готовящегося альбома. Им оказалась демоверсия Consideration. Если знаешь Рианну, не удивишься следующим ее действием. Она такая: „Сучка, я хочу этот трек“. На это я ответила: „Только не этот, я могу сделать больше“. Но Рианна все равно стояла на своем: „Нет, мне нужен именно этот“».

По мнению певицы, если бы она не отдала тогда композицию, дебютный альбом мог выйти намного раньше: «Мне нужен был этот трек… Он был для меня краеугольным камнем на альбоме, я даже отсняла на него клип и все остальное». В результате ее лонгплей оказался на полках магазинов спустя год, приобретя совсем другие облик и название, а проект A, завершающий цепочку ее сценического имени, все еще хранится где-то на жестком диске компьютера исполнительницы.

Первым же синглом из дебютного лонгплея стал трек Drew Barrymore, в котором Солана сравнивает себя как с героинями Дрю Бэрримор в фильмах, так и с самой актрисой в реальной жизни. То, как Дрю принимает себя и свои странности, во многом вдохновило SZA в ее творчестве. Актриса же, узнав об этом, даже исполнила камео в клипе певицы. «Я обожаю Дрю Бэрримор. Она странная, она другая. Когда она заявила о себе, не было никого похожего на нее. Она как будто излучает уверенность и принятие странностей. Это очень вдохновляет», — призналась SZA в интервью Time.

Однако этого оказалось недостаточно, и сама исполнительница еще долгое время не могла поделиться долгожданным лонгплеем с общественностью. В те времена Солане не хватало смелости и уверенности в себе, чтобы выпустить проект. «Я не собиралась выпускать альбом до тех пор, пока он на самом деле не понравится людям, — говорит она. — Я даже собиралась покончить с ним: мне казалось, что этот сраный альбом не понравится никому».

SZA сутками сидела в студии, доводя каждую композицию до совершенства и намереваясь создать идеальный альбом, пока однажды кто-то из руководства лейбла не стащил диск с записями. Об этом она впервые рассказала The Guardian уже после релиза дебютника: «Они просто забрали мой жесткий диск. И это все. Я продолжала все про*бывать, создала целый круговорот дерьма, выбирая из 150-200 треков и не понимая, какая композиция лучше. Сколько еще это могло продолжаться? Однажды жесткий диск просто исчез из сейфа в студии. Дали бы мне еще месяц — и, возможно, на релизе вы услышали бы совершенно другой альбом».

Таким образом, лонгплей вышел в июне этого года, получив восторженные отзывы от критиков и слушателей. Дополненный куплетами Кендрика Ламара и Трэвиса Скотта, Ctrl дебютировал на 3-м месте в чарте Billboard 200, количество проданных в первую неделю копий превысило 60 тысяч, а рейтинг на Metacritic составил 86 из 100. С выходом альбома у певицы появился и первый трек, получивший статус платинового, — им стала композиция Love Galore, записанная с Трэвисом Скоттом.

«Когда альбом вышел, я плакала. Я кричала и плакала. Я была так растеряна, мне казалось, альбом не понравится никому», — признается Солана. 

«A?»

Свой псевдоним певица придумала, вдохновляясь примером рэпера RZA, участника Wu-Tang Clan. Каждая буква ее сценического имени соответствует букве верховного алфавита мусульманской общины в Гарлеме: S — Savior (спаситель), Z — Zig-Zag (мудрость и просвещение), A — Allah (Аллах). Солана по сей день считает себя верующей и практикует ислам.

Она до сих пор не может найти общий язык с матерью относительно своего творчества. Матери Соланы не нравится то, что дочь слишком открыта для публики и говорит о многих вещах, о которых стоит умалчивать. «Я знаю, что она считает меня слишком открытой, — говорит певица. — По всей видимости, она стыдится моего альбома, но в то же время очень сильно меня любит. У нас был подобный разговор после релиза альбома Бейонсе [Lemonade]. Когда альбом вышел, реакцией мамы было: „Я чувствую себя голой при прослушивании этого альбома. Мне кажется, некоторые вещи не стоит говорить вслух“. И это было уже после того, как я записала треки Supermodel и Doves in the Wind, которые ей только предстояло услышать». Однако огромным облегчением для SZA стало то, что родители не препятствуют ее творчеству.

Исполнительница не скрывает, что восхождение на вершину далось ей нелегко. Она долго не могла найти себя, экспериментировала со стилем, а ее ориентирами были многие исполнители — начиная с Бьорк, Лорин Хилл и Эми Уайнхаус и заканчивая Wu-Tang Clan, Jay-Z и Nas.

Публикация от SZA (@sza)

Публикация от SZA (@sza)


И если в прошлогодних интервью Солана намекала, что ее первый альбом может стать и последним, то теперь, пройдя через все трудности и приняв себя, певица готова стать еще лучше, еще откровеннее, еще искреннее. «Я не думаю, что Ctrl можно назвать достаточно личным. Я считаю его лишь поверхностным уровнем того, на что я способна, — признается она. — Это была та я, которая боялась оказаться здесь… Теперь, когда я понимаю, что люди не против, я могу не бояться стать лучшим писателем, улучшить структуру песен и заставить это работать».

Помимо участия на TDE, в апреле этого года певица заключила контракт с глобальным лейблом RCA и начала работу над своей следующей пластинкой. В интервью i-D она обнадеживает всех, кто следит за ее творчеством: «Четыре года назад я надеялась на многое, но была никем. Я не контролировала свою жизнь, а только думала: „Надеюсь, это сработает“. Но я недостаточно вкладывалась в результат. Теперь я знаю, что, хотя все еще боюсь, я вкладываюсь. Я заключила контракт еще на один [альбом], и я сделаю это. Я собираюсь сосредоточиться на создании своего лучшего альбома». 

Другие музыканты, о которых скоро будут говорить и в Украине:

Обложка: Евгений Шилов для DTF Magazine 

Подписывайтесь на DTF Magazine в Facebook, Twitter и Telegram.
Также подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку 

Дизайн — crevv.com
Розробка — Mixis