Курс на север. Каково это – серфить за полярным кругом

Основатель серф-комьюнити Surfin’ua Серафим Романов и телеведущий Александр Педан закончили двухнедельное путешествие по Норвегии и теперь подбивают итоги. Рассказывают об арктическом серфинге, северном сиянии (которое Серафим умудрился проспать), самых экстремальных ситуациях и главных выводах, которые сделали после поездки. Фотограф Антон Шевелев показывает, как все это выглядело

Серафим: Впечатления безумные. Это одна из лучших поездок в моей жизни. Немного устали. У нас были ночные переезды, мы сменяли друг друга за рулем, недосыпали. Правда, в Норвегии это не чувствовалось как усталость в привычном понимании.

Александр: Запомнившихся эмоций, впечатлений и ситуаций настолько много, что я, наверное, еще месяц буду их переосмысливать.

О сложности поездки

Серафим: Я бы не сказал, что это была сложная поездка. Нам часто везло, мы меняли маршрут, что делало наше путешествие в разы круче. И каждый раз, сталкиваясь с мелкими неурядицами, я чувствовал, что все будет хорошо.

Александр: Мне тоже понравилось, что мы были мобильны в этой поездке. За счет того, что ездили в трейлерах, у нас не было никаких чек-пойнтов, которые нам в обязательном порядке и в нужное время необходимо посетить. Как, например, заселиться в гостиницу к полудню.

[slideshow_deploy id=’3342′]

О команде и отсутствии личного пространства

Александр: Перед поездкой я понимал, что мне предстоит жить две недели в трейлерах — в ограниченном пространстве — с незнакомыми людьми. У нас жило шесть человек на четыре квадратных метра. В условиях, когда тебе не хватает пространства для уединения — а у нас его не было вообще — чаще всего и происходят конфликты. Но компания оказалась прекрасной, так что и поездка была не такой напряженной и тяжелой.

Меня удивил Антон Шевелев – наш фотограф. Я знал, что он раньше бывал в Норвегии и сможет чем-то помочь или подсказать. Но кто же мог подумать, что он великолепный повар и что за полярным кругом благодаря ему мы будем есть том-ям, сингапурскую лаксу и желтый карри. Да это был самый вкусный том-ям, который я когда-либо пробовал.

Серафим: Если честно, я отбирал в поездку приятных проверенных и стрессоустойчивых людей. Абсолютно всеми доволен. У нас было два трейлера. Первый, так называемый «Продакшен», где жили мы с Сашей, видеооператоры Юра Машков и Рома Петрусяк, режиссер Настя Ковальчук и Антон Шевелев.

Во втором трейлере — «Лакшери» — ехали серферы от Surfin’ua. Если у нас был «творческий беспорядок» (грязь, полутораметровая треска в раковине, гречка на полу), то у них лежали коврики, и ребята каждый день убирали. Они также искали идеальный кемпинг, чтобы его рейтинг в приложениях был не ниже восьми баллов, хотя нам было непринципиально, где ночевать. Несмотря на то, что это два разных трейлера по характеру, мы были отличной командой и в то же время постоянно стебались друг над другом, шутили.

О Лофотенских островах

Серафим: Лофотенские острова отличаются от материковой Норвегии. Эти заснеженные горы, суровое море, рыбацкие деревушки, практически никаких туристов — все такое дикое.

Мы были в заполярной деревушке Унстад, где живет всего 19 человек. Там нет супермаркетов, кафешек и ресторанов, но при этом существует два серф-кемпа, предлагающих обучение и аренду снаряжения.

История началась с того, что в 60-х годах два “странных” местных жителя смастерили первые доски, больше похожие на каяки, и серфили, надевая под жесткий гидрокостюм для дайверов шерстяные свитеры. Теперь же это всемирно известное серф-направление, о котором пишут The New York Times и где проходят соревнования Lofoten Masters.

Туда ездит не много украинцев, да и вообще, наверное, мало людей из других стран. Видимо, боятся холода. Но современные гидрокостюмы и технологии позволяют проводить в воде сколько угодно времени. Я, например, просидел три часа и не замерз. Выходил из воды не из-за того, что мне холодно, а потому что устал.

Александр: Природная сказка. Такой красоты не бывает. Лофотенские острова запомнились извилистыми дорогами, мостами, паромами и опасностью. В одном кемпинге нам запретили оставаться в трейлерах на ночь, потому что надвигался ветер такой силы, что мог бы их перевернуть.

[slideshow_deploy id=’3365′]

О норвежской погоде

Александр: О погоде в Исландии говорят: «Вам не нравится погода? Подождите полчаса, и она станет еще хуже». Это же касается и Норвегии. Я за время поездки, кажется, видел все: снег, дождь, град, солнце. Я даже загорел. Еще были сильные ветра. Я ехал за рулем трейлера и понимал, что нас просто сносит. В такие поездки, как наша, всегда нужно брать резину с шипами.

Серафим: Да, погода в Норвегии менялась очень быстро. Но, в принципе, везде было тепло. Никакого сумасшедшего холода, кроме арктического полюса — там температура воздуха достигала минус 15 градусов и дул сильный ветер. А так все время было около нуля.

Об арктическом серфинге

Серафим: Прелесть холодной воды в том, что нет людей на лайнапе, нет конкуренции: тебе не нужно драться за волну, как в Португалии или на Бали.

Я катался три дня, остальные ребята по два. Так получилось, потому что первый раз серфил в районе города Олесунн. Волны та были выше моей зоны комфорта. Единственная волна, на которой таки получилось проехаться, быстро закрылась и понесла меня в сторону берега. Уже темнело, так что я решил на образовавшейся пене выйти из воды. К моей радости, она переросла в новую волну. Это был секс. Я проехался с невероятным удовольствием, хотя и знал, что впереди камни. Мне повезло, что спрыгивая, не угодил на один такой огромный камень в полуметре от меня. Конечно, это было рискованно, но я получил настоящее удовольствие.

Кстати, на этом споте мне было жарко, и я даже снял капюшон. Думаю, температура была в районе семи-десяти градусов.

А вот в Унстаде на Лофотенских островах наши костюмы полностью подходили для местного климата. Было не холодно, но и не жарко. Я пробыл в воде три часа в первый день и около трех во второй. Температура воздуха – около нуля, дул сильный ветер, но вокруг спота находились горы, и это защищало от сильных порывов. Падал снежок, что добавляло красоты и кайфа. Во второй день светило солнце и все смотрелось уже совершенно по-другому.

Мы не замеряли температуру воды. По ощущениям, градусов пять. Я когда-то серфил в Одессе при такой же температуре и, кажется, тогда мне было холоднее.

Александр: Из нас двоих настоящий серфер — Серафим, а я начинающий. У меня был длительный перерыв и новая доска, к которой не успел прикататься. Поэтому в первый день, когда у Серафима были огромные квадратные глаза и он кричал: «Это офигенные волны и шикарный серфинг!», я его не до конца понимал.

У меня не все получалось. Возможно, из-за больших для меня волн. К тому же там формировались трубы — это когда волна резко закрывается, но опытные серферы могут проехаться внутри, в своеобразном туннеле.

[slideshow_deploy id=’3384′]

На второй день волны стали поменьше и, видимо, уже моего размера. Я как раз привык к доске и поймал пару крутых длинных волн. Тогда уже я пищал от восторга и хотел, чтобы мы там остались еще на несколько дней, но погода не позволила.

На самом деле больше мерзли ребята на берегу, которые фотографировали нас и снимали на видео. Вообще, холодно было только в те моменты, когда накрывало волной и вода протекала под шапку. Тогда я головой ощущал, насколько вода действительно холодная.

О северном сиянии (и том, как Серафим его проспал)

Серафим: Это была мечта Саши и одна из причин его поездки в Норвегию. Для меня сияние так сияние. Подумаешь, разноцветное небо.

Мы его увидели в Унстаде на Лофотенских островах. Стояла пасмурная погода, и, согласно прогнозу, северного сияния не должно было быть. Тем вечером мы сидели вместе, а потом я пошел спать. Уже сквозь сон услышал сумасшедшие радостные крики, особенно кричала режиссер Настя. Саша пришел меня будить, мол, вставай, северное сияние появилось. Я думал, что меня разводят, к тому же посмотрел в окно и показалось, что у ребят уж слишком театральные эмоции, но все же вышел. Сделал парочку фото, сказал, что да, это классно, красиво и снова пошел спать. На следующие призывы Саши вернуться, убеждения, что сияние осталось и стало ярче, уже не отзывался. Утром, когда увидел фото и видео, немного покусал себе локти. Но ничего, будет повод еще раз вернуться за полярный круг.

Александр: А я уже очень давно мечтал увидеть северное сияние. И верил, что увижу. Мы даже накануне проговаривали, что нужно дежурить по ночам. Это ведь временное явление, светит не всю ночь и не каждый день.

Скажу честно, нам несказанно повезло. По сути, за время, которое мы были на островах, тучи разошлись только раз и в тот же вечер произошло северное сияние. Начиналось плавно, будто кто-то подсветил небо зелеными фарами, а потом это переросло в неистовые переливы ярких цветов. Мы до сих пор удивляемся красоте, когда просматриваем фото и видео.

О самом экстремальном в поездке

Серафим: Путешествие на горнолыжный курорт на трейлере. Мы выехали с Лофотенских островов и направлялись к Швеции. Был сильный снегопад и ветер, мы поднимались по серпантину по скользкой дороге. Если бы неправильно выбрали скорость, то пришлось бы спускаться вниз и разгоняться по новой.

Это был ночной переезд. Ехали на третьей передаче со скоростью 60 км/час в гору, нас покачивает на льду, а сверху несется фура. Вот что было самым экстремальным. На каждом подъеме мы такие: «Ну что, где же еще одна фура?!», и она, конечно же, появлялась.

Александр: Как бы странно ни звучало, но для меня тоже самым экстремальным оказались – вести трейлер. Я ночью вообще не вожу автомобили, но у нас сложилась ситуация, когда за сутки нужно было проехать 1200 километров. Так что мы ехали практически без остановок и меняли друг друга за рулем. Это для меня слишком большая ответственность. Одно дело, когда ты едешь сам, а другое — когда ночью везешь еще пятерых человек. На обратном пути я понимал, что засыпаю на ходу, и это могло закончиться плохо. Как только у тебя начинают слипаться глаза и клонит в сон, то или останавливайся и спи, или меняйся с кем-то. Я пренебрег этим правилом, но хорошо, что все обошлось.

О самом необычном

Серафим: Мы переезжали с Лофотенских островов в Осло, но ехали через Швецию, потому что там есть автобан и не нужно кружить по серпантину. Проезжали так называемую шведскую Лапландию, где встретили посреди дороги шесть или семь северных оленей. И это было невероятно красиво.

Еще мы как-то проснулись, и Саня почему-то решил, что одеваться — это глупая трата времени. И говорит: «А пойдем-ка на АЗС в трусах. Выпьем кофейку». Я, конечно, посмотрел на него как на идиота, но согласился. Порадовали людей, сняли забавный ролик, было весело.

[slideshow_deploy id=’3436′]

Александр: По дороге мы встречали интересных людей, которые подбрасывали нам свежие идеи для поездки. В Олесунне познакомились с полицейским, с которым решили сфотографироваться, а потом я попросил его «заломать» Серафима для кадра, будто он преступник. Еще оказалось, что у него просто офигительный инстаграм — лучше, чем у Ирины Билык и всех представителей украинского шоу-бизнеса вместе взятых. К тому же он нам сдал место для серфинга и сноубординга.

Курорт, на котором мы катались, оказался самым красивым из тех, где я когда-либо был. С шикарнейшим видом на фьорд. Тогда как раз выпал снег, и мы неожиданно для себя пофрирайдили.

О главных выводах

Александр: Поездку определяет компания и решительность участников. Для меня новым опытом стали трейлеры и та мобильность, которую они нам предоставили. А еще у меня впервые в жизни была ситуация, когда я утром вышел из трейлера, пока все спали, и спросил на кассе на заправке: «Извините, а где я?». Они не поняли вопроса, и я объяснил, что ложился спать в Швеции, на что услышал в ответ: «Поздравляем, вы уже в Норвегии».

Серафим: Первое. Ожидание и реальность. Норвегия намного красивее, чем ты ожидаешь, рассматривая фото. Люди – намного лучше, более открытые и приветливые, чем о них рассказывают в Украине. Практически в каждом городке нас спрашивали, чем помочь, советовали, обменивались с нами контактами, предлагали составить компанию. Так что не стоит всегда верить мифам и слухам. Лучше удостовериться лично.

Второе. Если есть намек на северное сияние, не стоит его пропускать.

Третий. Серфинг в Норвегии действительно существует, и он мегакрут и красив.

И главное. Многие смотрят на нашу поездку и говорят, что мы якобы такие смелые, раз решились на такое. На самом же деле, это было совсем не сложно. Ты просто берешь и делаешь, если, конечно, есть деньги. Норвегия — дорогая страна. Но не нужно придумывать себе отговорки и запреты. Just do it.”

Смотреть видеодневники экспедиции можно здесь.