Meet Роман Кирилич. Гипсовых дел мастер

В рубрике Meet мы знакомим вас с украинскими художниками, фотографами и иллюстраторами. Герой этого материала — Роман Кирилич, который работает с гипсом — не таким популярным в Украине материалом, в отличие от бетона — и делает из него знаковые объекты: например, культовые модели кроссовок или шлема Дарта Вейдера

«Е сли бы не КИСИ (распространенное среди студентов название Киевского национального университета строительства и архитектуры), ничего бы не было. По специальности я архитектор, но уже на втором курсе понял, что им не стану. КИСИ, бесспорно, дает хорошую базу в творческой сфере, но одновременно жестко разлагает дисциплину (к примеру, в университетских общежитиях порой царила полная вакханалия).

Роман Кирилич

Идеи же зарождались в процессе безделья за компьютером, прослушивания музыки и в поисках себя. Говорят, если появилась идея, нужно реализовывать ее в ближайшее время, иначе перегоришь. У меня было иначе: я запоминал их и вынашивал на протяжении пяти лет — и ни об одной не забыл. Но еще пять лет назад я относился ко всему этому скептически — вместо других людей решал, что им это не нужно, и ничего не делал. Теперь настал тот момент, когда нужно работать и идти только вперед.

Мой проект называется Light White Decor. Все изделия, которые я создаю, существуют в реальности: та же бутылка Coca-Cola, мяч, кроссовки… Дарт Вейдер, в принципе, тоже существует. Я беру их и оставляю только эстетику, только форму. Я создаю их только в белом цвете: именно так ты (при помощи света) можешь максимально прочувствовать объем и рассмотреть все детали.

Первой штукой, которую я отлил, была гипсовая бутылка из-под Coca-Cola. Ее цена составляла 35 грн — эквивалент стоимости «Биг Мак Меню» в то время. Забавно, что недавно мне кто-то звонил и интересовался, есть ли она в наличии.

О том, почему выбрал гипс

У некоторых людей есть определенный фанатизм по отношению к бетону, они, например, часто покупают вазы из него. Я немного переживаю по поводу процессов, связанных со сменой климата и прочим, поэтому выбрал гипс, который, в отличие от бетона, экологически чистый. Также я все, вплоть до упаковки, стараюсь делать из максимально «безопасных» материалов: использую только гипс и картон.

Отливать из бетона намного проще. Ты заливаешь бетон в форму, помещаешь туда сердцевину, и он застывает на протяжении определенного времени. К тому же, например, бетонный кроссовок, в отличие от гипсового, будет весить килограмма четыре. Также бетон, насколько я знаю, достаточно быстро разъедает силикон.

Работать с гипсом я начал еще в университете. Учился сам, методом проб и ошибок. Сначала работал с гипсом Г-5, он очень мягкий. После той вазы в виде бутылки из-под Coca-Cola я долгое время ничего не делал, и вот однажды Саша Саттаров попросил отлить кроссовку для adidas — силуэт Superstar. Я согласился. Это была моя первая гипсовая кроссовка. Всего я тогда изготовил три изделия.

Подобными проектами в мире занимается еще скульптор Дэниел Аршам, у которого основатель ретейлера KITH заказывал гипсовые кроссовки для нового магазина. Он, конечно, крутой: его кроссовки продают на eBay по 700 евро, а эксклюзивные работы оцениваются в 2-3 тысячи евро.

У меня пока что все попроще: я хочу, чтобы почти каждый желающий мог позволить себе такое изделие.

О процессе создания

Моя мастерская находится в комнате у меня же в квартире. Я отношусь ко всему аккуратно, все держу под контролем. Это уже налаженный процесс: залил, убрал все ненужное, достал то, что понадобится для следующего изделия.

Сначала создается мастер-модель из силикона. Это один из самых сложных процессов, а еще труднее вытащить из него кроссовку, мяч или что-либо другое. Недавно мне написал парень из Москвы, которому не удалось достать кроссовку из силикона, — пришлось ее, можно сказать, в нем и похоронить.

Затем я заливаю немного гипса и начинаю «обкатку», то есть обкатываю форму, чтобы гипс равномерно растекся по стенкам изделия. Он немного застывает, и я лью следующий слой. К примеру, мяч у меня пяти- или шестислойный. Процесс, конечно, немного трудоемкий.

С кроссовками тоже свои заморочки. К примеру, у них может быть тонкий язычок, а ты не всегда видишь, куда именно затекает гипс. Приходится простукивать каждый сантиметр, проверять.

Когда люди спрашивают, почему на некоторых изделиях виднеются пузырьки, я объясняю, что все делается вручную, а не в промышленных масштабах на станках. К тому же пузырьки могут появляться и от того, что я не использую вакуумную формовку при создании мастер-модели. Обычно при формовке силикон должен застывать в вакуумной камере. Но я таким не страдаю.

На одно изделие я трачу около часа. Потом гипс высыхает дня два, и наступает время минимальной постобработки.

Об истории Дарта Вейдера и других изделий

Так вышло, что первую версию Дарта Вейдера я создавал на скорую руку. Тогда на носу был фестиваль don’t Take Fake, и темой ивента, по-моему, был космос. Я как раз пересматривал «Звездные войны», и мне в голову пришла идея отлить кашпо в виде шлема Вейдера.

С этой идеей я пришел к ребятам в коворкинг, в котором работал. Им понравилась идея, но у них не было средств, чтобы инвестировать в изделие и стенд. Тогда я пошел к друзьям в Bro Buro — в то время они были на волне, у них был максимально творческий коллектив. Они попросили дать им сутки на обдумывание, а уже на следующее утро ответили, что могут помочь со стендом. Они занялись стендом, а я — Вейдером.

Выточил я его буквально за пару дней. Если присмотреться, можно увидеть, что он несимметричен. Я видел некоторые недочеты, но времени исправлять их не было. Многие тогда даже говорили, что это хорошо, мол, ручная же работа.

Помню, тогда don’t Take Fake открылся в 12 часов дня, а Вейдер появился на свет, по-моему, к 9 часам утра того же дня. Более того, мне во время создания мастер-модели не хватило сантиметров десять силикона, а это, по меркам моего занятия, много, поэтому пришлось в ускоренном режиме фантазировать и решать проблему.

Тогда мы вышли на don’t Take Fake с одним Вейдером. Это было мое первое общение с клиентами на таком уровне.

Что же касается кашпо из мяча, то изначально у меня была идея использовать полноразмерный баскетбольный мяч. Я его даже купил, но по определенным причинам не мог реализовать эту идею. Позже зашел в стоковый Nike, смотрю, а на дне ящика с мячами лежит маленький «жорик» (Jordan). Говорю: «Дядь, come here, ты мой». Под него также сделал специальные кольца с уменьшенным диаметром для небольших вазонов с цветами.

Как коммерческие заказы, я делал модели аэрозольных баллончиков, а внутри некоторых из них были пригласительные. Также помню визитки для Holy Chick. Меня порадовал их подход, ведь идея классная: тебе дают яйцо-визитку, а на обратной стороне — телефон. Но я отказываюсь от коммерческих заказов, потому что они редко когда бывают интересными.

 

О планах выйти на международный рынок

Еще я рисую в дотворке, но очень-очень редко. Им я по-настоящему горжусь, так как в этой сфере я конкурентоспособен. Я видел много работ в дотворке, и, честно говоря, очень немногие из них имеют такой уровень детализации. Те, кто видел эти работы вживую, понимают, о чем речь: там есть такие точки, где я практически не касаюсь бумаги. Одни из моих последних проектов — рисунок Mamasita и портрет девочки, кажется, из Нью-Йорка. Последний рисовался около двух месяцев.

Я все делаю самостоятельно. Рано или поздно, дойдя до определенного уровня, я перестану делать обычные предметы и буду создавать что-то более лимитированное, эксклюзивное. Из того же мяча я хочу сделать настоящий арт-объект. И когда этот момент наступит, делать то, что я создаю на данном этапе, будут другие люди.

А вообще у меня в планах довести до ума производство упаковки и выйти на международный рынок, потому что там более платежеспособная аудитория. И ценителей там гораздо больше. У нас скажут «круто, прикольно» — и на этом все закончится».

 Инстаграм и Facebook Романа Кирилича

Купить изделия Романа Кирилича в Киеве можно в магазине Shift (о котором мы подробнее писали здесь) и кофейне Луч, в Одессе — в сникер-сторе Slimstore.
Цены: кроссовок — 850 грн, мяч — 650 грн. 


Подписывайтесь на DTF Magazine в Facebook, Twitter и Telegram.
Также подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку внизу страницы.

Дизайн — crevv.com
Розробка — Mixis