Озон, Ассаяс, «Клубничка»: Знакомьтесь с новым французским кино, которое нельзя пропустить

Ф естиваль «Французская весна» проходит в Украине уже в шестнадцатый раз. Его традиционная кинопрограмма знакомит с лучшими киноновинками Франции. DTF Magazine совместно с Courvoisier рассказывает о главных премьерах, которые не стоит пропускать.

В этом году кинопрограмма состоит из трех частей. Первая — «Долгие ночи короткого метра». Это монументальная подборка короткометражного кино, собранного на фестивалях со всего мира. И она для сильных духом: длится 337 минут. Вторая — ретроспективная программа «Шарман Легран» — посвящена недавно скончавшемуся величайшему французскому композитору, писавшему для кино, — Мишелю Леграну.

Но главной программой, как ни крути, остается «Фестиваль допремьерных показов», где в этом году будут две любопытные истории конца XIX века — экранизация автобиографии Ромена Гари, уникального во французской истории писателя, и новые фильмы двух ёкодзун французского кино — Оливье Ассаяса и Франсуа Озона.

«Двойные жизни»

Режиссер — Оливье Ассаяс В главных ролях — Гийом Кане и Жюльет Бинош

Оливье Ассаяс вышел из сугубо киношной среды. Его отец был довольно известным сценаристом, а сам он еще в 80-х годах успел поработать критиком в культовом журнале Cahiers du Cinema. Его режиссерские работы привлекли к себе внимание в 90-х, и с тех пор Ассаяс только набирал обороты. Сегодня в свои 64 он остается одним из главных французских режиссеров, и что немаловажно, самых современных.

Вообще, именно в 90-х у французов выросло удивительное поколение, которое до сегодняшнего дня не только держится на плаву, но и не снимает ничего похожего на нафталиновое кино. Гаспар Ноэ или Жак Одийяр не дадут соврать.

Ассаяс даже более остальных шел в ногу со временем. Его работы любого периода чувствительны ко времени и всему новому. В 2002 году он уже снимал о киберпространстве, а четыре года назад неожиданно для многих пригласил на главную роль в фильм «Зильс-Мария» Кристен Стюарт, за которой еще волочился шлейф «Сумерек» с толпой хейтеров, считавших, что она вообще не актриса. За роль в его работе Стюарт получила «Сезар», главную французскую кинопремию, а через два года она вновь снялась у Ассаяса в «Персональном покупателе», где Оливье показал, что его интересует чудный новый мир, в котором мы живем: его героиня общается с призраками через айфон.

Новый фильм Ассаяса вроде бы и выглядит как обычная французская комедия о французской интеллигенции с ее запутанными отношениями, где все спят со всеми. Однако критики упорно называют эту работу «фильмом про Twitter».

Сам Ассаяс говорит, что снял кино о том, как мы приспосабливаемся к изменяющемуся миру. Этому можно верить: главный герой никак не поймет, почему его издательский дом должен выпускать книги, которые нельзя даже взять в руки. Первым названием фильма было, кстати, E-Book. Здесь не будет Кристен Стюарт, но есть Гийом Кане и Жюльет Бинош. Замена, на которую жаловаться сложно.

«Обещание на рассвете»

Режиссер — Эрик Барбье В главных ролях — Пьер Нине и Шарлотта Генсбур.

Этот фильм – одноименная экранизация автобиографического романа Ромена Гари, дважды обладателя Гонкуровской премии, которую писатель может получить только раз в жизни. Первый раз Гари получал ее под своим именем, а второй — под псевдонимом Эмиль Ажар. Так что вряд ли стоит ожидать дотошной достоверности в автобиографии от человека, прославившегося своими литературными мистификациями.

«Обещание на рассвете», снятое режиссером Эриком Барбье, – уже вторая экранизация романа Гари, которая рассказывает о его жизни, начиная с детства, которое он провел в Вильнюсе, Польше и затем во Франции, куда переехала его семья, спасаясь от фашистов, — и заканчивая участием Гари во Второй мировой войне.

Большая часть фильма посвящена отношениям с матерью (в фильме — Шарлотта Генсбург), которая всегда верила в блестящую судьбу Ромена (так и вышло). Удивительно, но несмотря на то, что первую экранизацию снял по-настоящему знаменитый режиссер — Жюль Дассен (отец Джо Дассена), это одна из самых неизвестных его работ. А вот никогда не хватавший с неба звезд и не так уж часто снимающий Барбье, кажется, создал фильм, который надолго станет основной экранизацией этого романа.

«Сирано. Успеть до премьеры»

Режиссер — Алексис Михалик В главных ролях — Тома Соливерес, Оливье Гурме, Матильда Сенье

Фильм о том, как Эдмон Ростан писал «Сирано де Бержерак» после оглушительного провала своей предыдущей пьесы. И вот спустя два года знаменитый актер Бенуа-Констан Коклен стоит перед выбором: или до конца года у него будет настоящий хит, или же он потеряет аренду театра «Порт-Сен-Мартен» на полторы тысячи мест. Он нанимает Ростана, которому за месяц нужно написать и поставить пьесу.

«Эдмон» — фильм Алексиса Михалика. Между прочим, дебютанта в полнометражном кино, но его «Эдмон» был сперва написан тоже как пьеса. Она, кстати, произвела фурор во Франции и получила пять номинаций на главную французскую театральную премию страны – Мольеровскую. Михалик говорил, что при экранизации вдохновлялся «Влюбленным Шекспиром», и, в общем, это не самый плохой источник, чтобы перевести театральную постановку в плоскость кино.

«По воле божьей»

Режиссер — Франсуа Озон В главных ролях — Мельвиль Пупо, Бернар Верле, Дени Меноше, Сванн Арло

Каждый день на востоке встает солнце, каждые 29,53 дня сменяется лунный месяц, и каждый год Франсуа Озон снимает новый фильм. Ладно, не каждый. Постоянство Франсуа Озона не настолько поразительно календарное, как у Вуди Аллена, который действительно ежегодно снимает фильмы, но, начав в 1997 году, Озон снял и выпустил 21 картину. По фильму в год.

Кажется, что время, когда Озон был модным режиссером, о фильмах которого говорят, давно прошло. Пик пришелся где-то на начало XXI века. С тех пор присутствие его фильмов в программах главных европейских фестивалей стало необходимым фоном, придающим программе весомости, но ни на что больше не претендующим.

Озон – талантливый, гибкий и очень французский режиссер, который долго и методично рассматривал очень разные человеческие отношения через призму своих фильмов, но с какого-то момента выпал из круга властителей дум, нарушителей порядка и прочих привлекающих внимание эпитетов.

«По воле божьей» — первый фильм Озона, получивший крупный приз на одном из трех главных европейских фестивалей — Гран-при в Берлине. После трех участий в программах Венеции и Канн и четырех в Берлине. Кстати, его история с наградой французской киноиндустрии еще более поразительна: у Озона 13 номинаций на «Сезар» и ни одной награды.

«По воле божьей» лучше сразу сравнить с тем фильмом, с которым его сравнивает сам Озон, — с «В центре внимания». Да, это снова история о священниках-педофилах, вернее, только одном из них, который с 1972 по 1991 год руководил группой бойскаутов в Лионе. Его деяния вышли на свет божий, когда в 2014 году уже взрослыми жертвы стали искать справедливости. Так что этот фильм — своего рода процедурал, который будет сосредоточен на истории о том, как жертвы насилия пытаются добиться справедливости, памятуя не только о том, что с ними сделали, но и о том, что лионский кардинал, узнав об этом, покрывал дело, и только настойчивость жертв довела все до суда.

Международная премьера «По воле божьей» состоялась в феврале этого года на Берлинском фестивале. Уже в марте стало известно, что Филиппа Барбарена, архиепископа Лионского, приговорили на шесть месяцев за сокрытие факта сексуального насилия над детьми.

«Клубничка»

В конце XIX века Мари де Эредиа выходит замуж за поэта Анри де Ренье, чтобы выплатить долги отца, а влюбляется в Пьера Луи, уже другого поэта. Все это было бы не столь интересно, если бы не тот факт, что все они — реальные исторические лица. А еще интереснее, когда знаешь, благодаря чему они стали известны.

Луи – знаменитая фигура в истории эротической поэзии и прозы начала XX века. К слову, последний фильм Луи Бунюэля, «Смутный объект желания», создан по его роману. В иллюстрациях к сочинениям одного из главных французских эротоманов своего времени формировался стиль плаката и книжной иллюстрации стиля ар-нуво, а затем — и ар-деко.

Мари, более известная как Мари Ренье по фамилии мужа, и сама была видной фигурой артистических кругов Парижа этого времени, не считая ее долгого романа с Пьером Луи, от которого предположительно она родила своему мужу сына и назвала его в честь Пьера Луи – Пьером де Ренье.

Кроме этого, Луи известен как автор целой серии эротических и порнографических фотографий, а Мари — как главная его муза и натурщица. Собственно, на этой части их отношений фильм режиссера-дебютантки Лу Жене и должен остановиться более подробно.

THE TOAST OF PARIS

Материал подготовлен при поддержке


Подписывайтесь на DTF Magazine в Facebook, Instagram, Twitter и Telegram

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сергей Ксаверов