«Моя прекрасная темная фантазия»: Гид по музыкальным мирам Канье Уэста

В  41 год он выпустил восемь сольных альбомов, три совместных проекта, стал примером для Дрейка, Дональда Гловера и даже самого Jay-Z, подарил миру Kid Cudi и Трэвиса Скотта и, без преувеличения, изменил хип-хоп, каждый раз подставляясь под удар с инновациями, которые лишь спустя время обретали популярность в массовой культуре. На счету Уэста 21 статуэтка «Грэмми», что делает его одним из самых награждаемых артистов в истории премии, а три его альбома журнал Rolling Stone внес в список «500 величайших альбомов всех времен».

DTF Magazine рассказывает историю Канье, вне скандалов и коллекций Yeezy Season, затрагивая лишь музыку

Его детство отличалось от детства других рэперов

Канье Омари Уэст родился в семье среднего класса: его мать — профессор университета, отец — политический активист. Вскоре после его рождения родители развелись, и бо́льшую часть детства Уэст провел без отцовского воспитания.

Он не знал жестоких законов гетто, не видел бандитских разборок и торговли наркотиками — его увлечениями стали баскетбол, видеоигры и музыка. В пять лет Канье начал писать стихи, а в третьем классе впервые попробовал читать рэп. Он много времени проводил в импровизированной студии в подвале своего дома, исполняя фристайлы в микрофон, свисающий с потолка на бельевой веревке, и даже требовал у матери оплату за работу — 25 долларов в час.

Первую известность получил как продюсер

Записью треков Канье заинтересовался в седьмом классе. Уже тогда он мечтал о профессиональной карьере рэпера, однако для этого вместо битов чужих композиций потребовалась своя музыка. Поэтому его компьютер для игр превратился в звукозаписывающий центр.

Со временем увлечение стало приносить деньги: Уэст записывал полноценные биты и продавал их начинающим артистам. После первых успехов он познакомился с продюсером No I.D., который научил его работе с битами, семплированию и звукозаписи. Однако даже после этого знакомства он еще несколько лет создавал музыку для малоизвестных рэперов, пока его не заметил менеджмент лейбла Roc-A-Fella Records. Так парень попал на крупный музыкальный лейбл и стал записывать инструменталы для его подписантов, среди которых были Jay-Z и Talib Kweli.

Канье с продюсером No I.D. в студии.

Канье дебютировал в 2001 году, спродюсировав пять треков с альбома Jay-Z The Blueprint, включая композицию Izzo (H.O.V.A.), которая стала первым синглом Джея, вошедшим в топ-10 чарта Billboard Hot 100. После этого о молодом продюсере впервые заговорили: по мнению критиков, The Blueprint стал альбомом, который оживил увядающую на тот момент карьеру Jay-Z. В своих битах Уэст семплировал классические соул-композиции с последующим их ускорением — появление соул-музыки в хип-хопе считается еще одной его заслугой.

Но все это время приоритетом для парня оставалась карьера рэпера. Он неоднократно обращался к лейблам, однако менеджеры отказывались подписывать контракт с артистом, считая его образ не соответствующим популярным в то время рэперам-гангстерам. В итоге контракт с ним, хоть и нехотя, заключил все тот же лейбл Roc-A-Fella, где началась его продюсерская карьера.

Карьера рэпера началась с автокатастрофы

23 октября 2002 года, возвращаясь поздней ночью со студии, Канье уснул за рулем автомобиля и врезался в проезжавшую мимо машину. В результате столкновения рэпер очнулся с раздробленной челюстью, а после госпитализации на нее наложили проволочную шину. «Если бы руль был на несколько сантиметров дальше, меня бы уже не было. Я понял, как коротка жизнь и какое это действительно счастье — понимать, что ты живешь!» — рассказывал позже артист.

Именно авария вдохновила Канье — первый сингл с дебютного альбома он записал спустя две недели, зачитывая куплеты со все еще наложенной на челюсть шиной. Это отразилось в названии трека Through the Wire («Через шину») — оно буквально отображает, через что пришлось пройти рэперу.

https://youtu.be/Z9CqPDaCGU8

Каждый альбом — новая история

2004. The College Dropout

Для дебютного альбома Канье годами откладывал свои лучшие биты, а к записи приступил, едва поднявшись с больничной койки. «Альбом был моим лекарством. Работа над ним позволяла мне не думать о боли», — рассказывал о пластинке артист. По словам Уэста, работа над каждым треком занимала не более 15 минут.

Название альбома отсылает к реальной ситуации: парень ушел из колледжа из-за невозможности совмещать музыку с учебой. Тогда эта новость огорчила мать рэпера, но уже с релизом лонгплея ее мнение изменилось: «Мне вбили в голову, что колледж — это билет в счастливую жизнь, однако некоторые карьерные цели не требуют колледжа. Для Канье, чтобы записать альбом The College Dropout, потребовалось скорее принять себя, чем следовать по пути, который проложило для него общество».

Своим образом Уэст заметно выделялся среди других рэперов: на выступления он приходил в пиджаках, поло и с рюкзаком, а его спутником стал огромный плюшевый медведь. Многие рэперы, впервые увидевшие его выступление, не могли поверить, что именно этот человек выпустил прорывной альбом.

2005. Late Registration

Вторая пластинка стала продолжением первой, и здесь же Канье воплотил свою давнюю мечту: записывая альбом, он использовал живой струнный оркестр. Источником вдохновения стал концертный альбом Roseland NYC Live британской трип-хоп-группы Portishead, а к записи Уэст привлек композитора Джона Брайона. На обложке релиза вновь появился медведь, ставший на тот момент самым узнаваемым символом рэпера.

После релиза лонгплея, имя Канье ставили в одном ряду с Jay Z и Nas, а музыкальные критики отметили альбом как “единственный коммерчески успешный проект” 2005 года.

В процессе записи первого альбома Канье придумал концепцию тетралогии (тетра — четыре) пластинок в образовательной тематике. По его замыслу, название каждого проекта из цикла будет связано с образованием, а тексты станут мотивацией для слушателей.

2007. Graduation

Третий альбом рэпер записывал после совместного тура с группой U2. Впечатлившись выступлениями на переполненных стадионах, Уэст захотел создать более массовый альбом, который смог бы обеспечить подобный опыт и ему. Именно Graduation стал отправной точкой для Канье, отошедшего от классического звучания в сторону музыкальных экспериментов. Рэпер вдохновлялся «стадионными» рок-группами The Rolling Stones и Led Zeppelin, а на звучание повлияла электронная и диско-музыка, а также творчество Джонни Кэша и Боба Дилана.

Перед релизом пластинки у Канье завязался спор с рэпером 50 Cent, дата выхода альбома которого совпала с релизом Graduation. Тогда 50 Cent объявил, что закончит карьеру, если альбом Уэста обойдет по продажам его пластинку. По итогам первой недели продажи Graduation составили почти миллион копий, в то время как у альбома Curtis, выпущенного 50 Cent, был показатель в 691 тысячу экземпляров. И хотя 50 Cent отказался выполнять условия спора, музыкальный критик издания XXL Бен Детрик назвал победу Канье примером того, как «индустрия хип-хопа выбирает другое направление и прокладывает путь для поколения молодых артистов, отошедших от образа рэперов-гангстеров». Тогда же и появилось утверждение, что именно Уэст стал причиной смерти классического гангста-рэпа.

2008. 808s & Heartbreaks

Завершить образовательную концепцию альбомов не получилось – причиной стала смерть матери артиста в ноябре 2007 года от осложнений после пластической операции. После этой утраты 808s & Heartbreaks создавался уже не в привычных студиях Нью-Йорка и Лос-Анджелеса — для записи пластинки рэпер на три недели сбежал на Гавайи. Там он превращал накопившиеся эмоции в музыку — наполнил звучание треков автотюном и звуками драм-машины Roland TR-808 (отсюда и цифры 808 в названии альбома), а основными темами пластинки стали одиночество, вина и чувство утраты. Вместо привычного речитатива поклонники получили автотюновое, почти безэмоциональное пение, напоминающее скорее голос робота, а критики и вовсе отнесли альбом к жанрам синти-поп и электро-поп. Тем не менее эти же критики сочли работу революционной.

«Этот альбом, возможно, самая блестящая его работа, опережающая свое время», — так отзывался о пластинке музыкальный журналист Rolling Stone Мэтью Траммелл.

2010. My Beautiful Dark Twisted Fantasy

2009 год стал для Канье одним из худших: артист переживал смерть матери, расставание с невестой Алексис Файфер и шквал критики после инцидента с Тейлор Свифт (в 2009 году на церемонии MTV Video Music Awards Уэст выбежал на сцену во время речи Тейлор Свифт и заявил, что вместо нее награду за лучшее видео должна получить Бейонсе). Он взял перерыв, отправился в путешествие по миру, а финальной точкой скитаний снова стали Гавайи. В Гонолулу студийные сессии длились сутками, а вернулся артист лишь через год — в мае 2010-го. Альбом, который принес с собой рэпер, если и стал извинением за выходки, то со спрятанным за спиной средним пальцем. «Я живу в XXI веке и делаю с ним нечто потрясное, я делаю это лучше, чем кто-либо делал когда-либо», — с первых же строчек заявил артист. Он оправился и теперь вовсю кричал о славе и успехе.

Релиз альбома сопровождался премьерой короткометражного фильма Runaway, режиссером и главным героем которого стал Уэст. Фильм рассказывает любовную историю человека по имени Гриффин и небесного существа по имени Феникс. При съемках картины Канье вдохновлялся фильмами: «Триллер» Майкла Джексона, «Стена» группы Pink Floyd и «Пурпурный дождь» с Принсом в главной роли.

2011. Watch the Throne

Едва закончив запись My Beautiful Dark Twisted Fantasy, Канье предложил Jay-Z записать совместный альбом. Уэст объединил все лучшее из старой школы с лучшим из того, что предлагал новый хип-хоп. Лонгплей записывался в Лондоне, Париже и Сиднее, но бо́льшая часть работы проходила в нью-йоркском отеле Mercer, где Канье и Jay-Z на несколько месяцев превратили арендованный этаж в студию. Watch the Throne отметился тяжелым, торжественным звучанием, с которым самопровозглашенные короли хип-хопа облетели мир в рамках тура.

В этот же период Канье отметился еще одним крупным выступлением: в 2011 году он стал хедлайнером фестиваля Coachella, где во время сета исполнил свои главные хиты. После выступления журналист The Hollywood Reporter назвал сет рэпера «одним из крупнейших хип-хоп-выступлений за все время».

https://youtu.be/JtJ2WjfreGs

2012. Cruel Summer

Вернувшись из тура, Канье сосредоточился на продвижении своего лейбла G.O.O.D. Music, который основал в 2004 году. Его первыми подписантами стали продюсер No I.D., музыкант Джон Ледженд и рэпер Common, а восемь лет спустя на лейбле числились Kid Cudi, Трэвис Скотт, Big Sean, Pusha T, Q-Tip, Mos Def и другие заметные артисты. Уэст решил собрать весь состав в одном проекте Cruel Summer.

В дополнение к пластинке рэпер выпустил короткометражный фильм, премьерный показ которого состоялся в рамках внеконкурсной программы Каннского кинофестиваля. Смотр проходил в павильоне в виде пирамиды, где фильм показали одновременно на семи экранах.

2013. Yeezus

Yeezus до сих пор считают самой экспериментальной пластинкой рэпера. Об этом здесь кричит все — начиная от хаотической смеси рока, регги, хип-хопа и электронной музыки, продолжая названием и заканчивая обложкой, где вместо полноценного артворка Уэст наклеил на диски с альбомом куски красной изоленты. Таким образом рэпер разрушал все каноны и собирался «нанести удар коммерции» в музыкальной индустрии. Главным вдохновением для него стали работы архитектора Ле Корбюзье, а в записи поучаствовали электронщик Arca, дуэт Daft Punk, Трэвис Скотт, Рик Рубин и Джастин Вернон. На этом лонгплее слушатели увидели крайнюю точку нарциссизма Канье: он провозгласил себя новым Иисусом — Йизусом, а свой альбом — вторым пришествием. «Я достиг той точки в жизни, где моя лодка из „Шоу Трумана“ врезалась в декорацию. Я достиг стеклянного потолка — как артист и как знаменитость. Я вообще не надеюсь на понимание», — откровенничал музыкант.

После выхода альбома Канье отправился в масштабный мировой тур. Там были и библейские декорации, и Кендрик Ламар на разогреве, и выступления в маске из драгоценных камней от Maison Margiela, и продолжительные монологи на волнующие темы, и одно из самых запоминающихся выступлений за всю карьеру: на шоу в нью-йоркском «Мэдисон-сквер-гарден» рэпер соорудил декорацию горы, с вершины которой исполнил треки.

2016. The Life of Pablo

После агрессивного Yeezus Канье снова начал вводить фанатов в заблуждение: сначала вышли лирические синглы Only One и FourFiveSeconds с гитарными партиями Пола Маккартни, затем — громогласный бэнгер All Day с выступлением на BRIT Awards, где толпа темнокожих рэперов пускала пламя из огнеметов прямо посреди сцены. Кульминацией стали анонс альбома и эпопея длиною в год — музыкант дразнил фанатов фотографиями блокнота с трек-листом, трижды изменил название пластинки, а перед релизом анонсировал открытое прослушивание альбома The Life of Pablo на арене «Мэдисон-сквер-гарден». Лонгплей стал чем-то вроде сборника всех предыдущих работ рэпера. Полюбившиеся стили здесь нашли и поклонники раннего творчества, и те, кто следил за артистом все эти годы.

Кульминацией «Жизни Пабло» стал концертный тур: Канье выступал на парящей под потолком сцене, снова возомнил себя пророком, вернулся к рассуждениям на социально-политические темы и даже успел поссориться, а затем помириться с Jay-Z и Kid Cudi. Однако в самом разгаре тур резко закончился, причиной чему стало ограбление его супруги Ким Кардашьян в Париже. А затем отменились и остальные даты тура — тяжелые нагрузки привели к моральному и физическому истощению музыканта. Канье госпитализировали, а затем отправили в медицинский центр для психотерапии.

2018. ye

После госпитализации в связи с психическим расстройством Канье целый год избегал публичности, и в этот раз вместо Гавайев его убежищем стали горы штата Вайоминг. «Я потерял уверенность. Я никогда не испытывал симпатии к людям с недостатком уверенности: у меня ее было столько, что я даже не представлял, каково это — потерять ее. Но это было невероятно, потому что после потери уверенности появилась скромность. До того момента я считал скромность чем-то негативным, однако она же позволила мне вырасти», — объяснял артист.

В апреле этого года рэпер вернулся и сразу поднял шум в медиа, однако сделал это словно намеренно — скрываясь за завесой конфликта, он работал над двумя новыми альбомами и продюсировал еще три пластинки своих друзей и коллег по лейблу. Время от времени артист все же покидал свое потайное место, записывал альбом в Лондоне и Берлине, а сама пластинка постоянно менялась: Канье переписывал биты, резал семплы, менял концепцию, а после скандального интервью на TMZ, в котором назвал эпоху рабства сознательным выбором темнокожих, полностью переписал альбом, побоявшись быть непонятым, пока наконец не представил пластинку ye под открытым небом в долине Вайоминга. Прослушивание альбома проходило среди костров на одном из бесчисленных вайомингских ранчо, а вечеринка оказалась настолько громкой, что по ее окончании владельцы наложили пожизненный запрет на рэперские собрания в своих владениях.

Споры о релизе не утихают до сих пор. Одни считают альбом одним из лучших в его карьере, другие — самым слабым проектом. Неопределенность здесь выражена даже в обложке, которую рэпер сделал в последние минуты перед дебютным прослушиванием. «Ненавижу биполярное расстройство это прекрасно» — разместить знак препинания он так и не решился.

https://youtu.be/0BqJ9awjqYw

2018. Kids See Ghosts

Через неделю после ye вышел последний на данный момент проект рэпера. Канье объединился со старым другом Kid Cudi и дал фанатам то, чего многие требовали еще со времен первой коллаборации в 2008 году. Человек на луне встретил Йизуса, а результатом коллаборации стал альбом Kids See Ghosts — еще один проект из вайомингской долины. «Мы пробуем новые идеи, не боясь быть несовершенными. Просто следуем своему чутью… и просто делаем всякие штуки вместе с друзьями», — писал музыкант в Твиттере.

После выхода пластинки многие отметили, что Kids See Ghosts получился гораздо более проработанным и вдумчивым, чем ye, однако это неудивительно, учитывая, что в процессе создания ye Уэст не раз переписывал альбом и доделывал пластинку в считаные часы до ее релиза.

https://youtu.be/BbC1rkU_5oE

 

Что думают о новых альбомах критики

ye

«При всей своей краткости ye не воспринимается легко. По большей части он более концептуален, чем его предыдущий альбом: в 23 минутах здесь заложено многое. Этот альбом смелый, рискованный, привлекательный и немного утомительный — яркое отражение его создателя», — The Guardian

«ye — это альбом о состоянии разума Канье, о его семье, а также рассказ о том, что происходит с артистом в этот хаотичный год. Биты великолепны. Тексты в порядке. Вне зависимости от того, что вы думаете о его политических убеждениях, его сонграйтинг, семплы и биты все так же приятно удивляют», — The Telegraph

«Несмотря на частичную резкость, прослушивание ye — это довольно приятное получасовое времяпровождение. Семь треков вполне достаточно для того, чтобы представить идею и не позволить ей исчерпать себя. Продакшен здесь, как всегда, роскошен. Канье вернулся к соул-семплам, благодаря которым стал знаменитым», — Consequence of Sound

«Не катастрофа, как опасались некоторые, но далеко до возвращения в его прежнюю форму, которая помогла бы Канье восстановить репутацию. На ye мы видим бывшего инноватора, застрявшего в своей парадигме настолько, что он не замечает, как сильно ушла почва у него из-под ног», — Variety

«The Life of Pablo был хаотичным, неуверенным, но в целом блестящим. ye получился еще более хаотичным, менее уверенным, но полным блестящих предпосылок к тому, чтобы вы еще больше проголодались. Могло быть и хуже», — Rolling Stone

Kids See Ghosts

«Несмотря на то что Kids See Ghosts больше ощущается как альбом Кади, чем Канье, он стал показательным для обоих. Семь треков заставляют желать намного большего, чем неполные 23 минуты», — Entertainment Weekly

«Kids See Ghosts — выстрел из дробовика в чувства, кишащий пузырьковой электроникой, нарезанными лазером семплами и психоделикой, звучащей как полузабытая мечта», — The Guardian

«Эти треки — самые интригующие из всех вайомингских проектов. Бо́льшая часть энергии, от недостатка которой задыхался ye, наполняет легкие этого проекта и лишь позволяет предположить, насколько этот материал мог бы оживить собственный альбом Уэста», — Pitchfork

Читайте также:

Подписывайтесь на DTF Magazine в Facebook, Twitter и Telegram
Также подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку на сайте

Дизайн — crevv.com
Розробка — Mixis