Не выходя из дома: 25 фильмов Одесского кинофестиваля

25 сентября стартует Одесский международный кинофестиваль (ОМКФ), но в Одессу вам ехать не обязательно. В 2020 году киносмотр сменил не только даты (с июля на сентябрь), но и формат проведения: в связи с карантинными ограничениями ОМКФ пройдет онлайн. В традиционном гайде рассказываем, на какие фильмы стоит обратить внимание 

Выход в сеть продиктовал необходимость внести некоторые изменения в программу: секции «Гала-премьеры» в этом году не будет, зато появилась программа «Визии». В ней заявлены картины, которые предлагают новые визуальные и нарративные решения.

Традиционный показ на Потемкинской лестнице в Одессе все же состоится. Также удалось сохранить систему фестивальных абонементов. Это важно, поскольку их владельцы участвуют в зрительском голосовании за лучший фильм международного и национального конкурсов.

Впрочем, кино можно посмотреть и без абонемента, купив онлайн-билет за 60 гривен. Но имейте в виду, что на некоторые показы существуют ограничения. Они касаются количества билетов и периода доступа к каждому фильму (эти даты есть на сайте фестиваля).

1.

«Босой император»

Barefoot Emperor

Режиссер: Питер Бросенс, Джессика Вудворт (Бельгия, Болгария, Хорватия, Нидерланды)

Программа — «Фильм-открытие»

В 2016 году призером Одесского кинофестиваля стала мокьюментари-комедия «Король бельгийцев». Она повествует о приключениях правителя Бельгии и съемочной команды, сопровождавшей монарха во время поездки в Стамбул. Теперь Бросенс и Вудворт возвращаются с условным сиквелом этой ленты под названием «Босой император».

Здесь бедняга Николас ІІІ вновь окажется в эпицентре абсурдных зарисовок — о простреленном ухе, санатории на хорватском острове и распаде Европейского союза.

2.

«Атлантида» 

«Атлантида»

Режиссер — Валентин Васянович (Украина)

Программа — «Международный конкурс»

Призер Венецианского кинофестиваля 2019 года (секция «Горизонты») и одна из знаковых картин о последствиях войны на востоке Украины. Главные роли исполнили непрофессиональные актеры: бывший разведчик Андрей Римарук, парамедик Людмила Билека и доброволец Василий Антоняк. Съемки проходили в Мариуполе.

После вторжения России в 2014 году Донбасс превратился в пустыню, где по инерции влачит существование мизерная часть населения, так и не покинувшая регион. Экологическая катастрофа отравила эти земли и воды. Через несколько лет территория вообще может превратиться в зону отчуждения, подобную Чернобыльской. Главный герой — бывший солдат, страдающий от посттравматического синдрома. Оставшись без работы, он присоединяется к волонтерам «Черного тюльпана», которые разыскивают погибших в зонах боевых действий.

3.

«Материнство»

Hogar

Режиссер — Маура Дельперо (Аргентина, Италия)

Программа — «Международный конкурс»

Это дебют в игровом кино Мауры Дельперо, чьи документальные работы ранее получили несколько наград на международных кинофестивалях, были номинированы на премию «Давид ди Донателло» и удостоились специального приза итальянского конкурса киносценариев «Солинас».

Теперь Дельперо рассказывает историю Лу и Фати — матерей-подростков, которые живут в религиозном убежище в Буэнос-Айресе. Сюда из Италии приезжает сестра Паола, чтобы дать свой окончательный обет. Когда одна из девушек убегает, молодая монахиня берет под опеку ее ребенка.

4.

«Невидимый»

Nematoma

Режиссер — Игнас Йонинас (Латвия, Литва, Испания, Украина)

Программа — «Международный конкурс»

Игнас Йонинас, призер Варшавского и Литовского кинофестивалей (за драму «Игрок»), возвращается в конкурсную программу с фильмом «Невидимый», который частично снимали в Украине.

Главный герой картины Йонас проводит время в Карпатах, пытается забыть о рутине и возрастном кризисе. Отвлечься от угнетающих мыслей ему удается только во время танца. Вскоре это увлечение приводит его в танцевальный проект на литовском телевидении и делает очень популярным. Тем временем из тюрьмы на свободу выходит давний враг Йонаса — Витас, который никак не может решить, на какой путь ему следует встать — мести или же прощения.

5.

«Товарищ Дракулич» 

Drakulics Elvtárs

Режиссер — Марк Боджар (Венгрия)

Молодой венгерский режиссер Марк Боджар, обладатель премии имени Симо Сандора за лучший дебют («Кровавая Мэри»), снял абсурдистский фильм. Это вампирская история, которая происходит во времена холодной войны.

В начале 70-х представители Венгерской Народной Республики организуют день донора во Вьетнаме, который как раз ведет войну с Соединенными Штатами. В качестве почетного гостя на землю коммунистической страны ступает вампир. Молодой паре, которая работает в венгерской тайной полиции, приказано следить за незнакомцем и выяснить секрет его вечной молодости.

6.

«Виктор_Робот» 

«Віктор_Робот»

Режиссер — Анатолий Лавренишин (Украина)

Программа — «Национальный конкурс»

Полнометражный дебют мультипликатора Анатолия Лавренишина («Магазин певчих птиц»).

Действие анимационной картины происходит в далеком будущем. Искусственная звезда, которая должна обеспечивать энергией планеты вокруг себя, сломалась. Единственный, кто ее может починить, это дедушка маленькой Вики, который и создал звезду. Однако он таинственно исчезает. Девочка вместе с помощником — крохотным роботом Виктором — отправляется на поиски деда. Персонажей картины озвучивали участницы театрально-музыкальной группы Dakh Daughters и вокалист DakhaBrakha Марк Галаневич.

7.

«Между кадрами»

«Поміж кадрами»

Режиссер — Анастасия Тихая (Украина)

Программа — «Национальный конкурс»

Режиссер проекта Babylon’13, выпускница программы Gaude Polonia и киношколы им. Анджея Вайды Анастасия Тихая представит в национальном конкурсе документальную ленту-рефлексию. «Между кадрами» рассказывает об особых отношениях между актером Тарасом Денисенко и студентами его творческой мастерской.

Через пять лет после окончания университета герои возвращаются, чтобы посмотреть на себя со стороны и попытаться уловить то, что происходило между кадрами. Они просматривают отснятые закулисные эпизоды из репетиций своего студенческого спектакля «Кабаре» и рефлексируют с позиции прошедших лет.

8.

«Военные каникулы»

Sommerkrieg

Режиссер — Мориц Шульц (Германия, Украина)

Программа — «Документальный конкурс»

Пронзительная история от тележурналиста и документалиста Морица Шульца. Жасмин (Аня) и Ястреб (Никита) живут в Украине, где на фоне военных действий большую популярность приобретают националистические идеи. Жасмин — девушка из любящей семьи, которая стремится добиться успеха любой ценой. Ястреб — мальчик, которым родные пренебрегли, и он просто хочет найти место, где его полюбят. Герои посещают лагерь «Азов», цель которого — воспитать патриотических воинов для Украины завтрашнего дня. Там дети учатся быть «настоящими украинцами», драться, стрелять, получать и отдавать приказы. Со временем это их меняет.

9.

«Конкурс красоты»

The Pageant

Режиссер — Эйтан Ипекер (Франция, Германия, Израиль, Турция)

Программа — «Документальный конкурс»

Выпускник Нью-Йоркской школы кино Эйтан Ипекер представит в документальной программе работу о необычном конкурсе красоты. С 2011 года в Хайфе проходит состязание, где конкурсантки — это женщины, пережившие Холокост. Действо финансируется христианской организацией Евангелистов. Это история о том, как связаны между собой память, политика и шоу-бизнес.

10.

«Пророк и пришельцы»

The Prophet and the Space Aliens

Режиссер — Йоав Шамир (Австрия, Израиль)

Программа — «Документальный конкурс»

Призер кинофестивалей HotDocs, Tribeca и BFI Йоав Шамир подготовил нечто особенное — документальную картину «Пророк и пришельцы».

В центре повествования находится Раэль, утверждающий, что он встретился с инопланетянами, которые назначили его «последним пророком». После этого мужчина становится основателем и руководителем крупнейшей в мире космологической секты. Фильм «Пророк и пришельцы» рассказывает об амбициозных планах Раэля освоить новые территории для поиска верных последователей, а также поднимает много вопросов о природе религии как таковой.

11.

«Голем: как он пришел в мир»

Der Golem, wie er in die Welt kam

Режиссер — Пауль Вегенер, Карл Бёзе (Германия)

Программа — «Особые события: Кино_Live»

Традиционный сеанс под открытым небом в сопровождении живой музыки. В этом году зрителям покажут классику немецкого киноэкспрессионизма — хоррор «Голем: как он пришел в мир» (1920).

Действие происходит в Праге в XVI веке. Раввин создает глиняного гиганта — голема, и оживляет его с помощью чар, чтобы тот защитил местных евреев от преследований. Показ фильма на Потемкинской лестнице состоится под аккомпанемент камерного оркестра, который сыграет саундтрек, написанный израильским композитором Бетти Оливеро.

12.

«Отверженные» 

Les misérables

Режиссер — Ладж Ли (Франция)

Программа — «Фестиваль фестивалей»

Полнометражный дебют режиссера Ладжа Ли, основанный на его одноименной короткометражке (премия «Сезар» 2017 года). Картина уже завоевала немало престижных международных наград, в том числе и приз жюри Каннского кинофестиваля, а Ли стал настоящей звездой современного остросоциального кино Франции.

Главный герой картины, Стефан, недавно присоединился к отряду по борьбе с преступностью в пригороде Парижа, где происходило действие романа Виктора Гюго «Отверженные». Вместе со своими новыми коллегами, опытными членами команды Крисом и Гвадой, он узнает, что между местными бандами растет напряжение. То, что должно было быть простым арестом, выливается в трагедию. Три офицера пытаются смириться с последствиями своих действий и сдержать стремительно нарастающий гнев толпы.

13.

«Икар. Легенда о Метеке Коше»

Ikar. Legenda Mietka Kosza

Режиссер — Мацей Пепшиця (Польша)

Программа — «Фестиваль фестивалей»

Один из ключевых польских фильмов прошлого года, получивший семь наград Польской киноакадемии. «Икар» рассказывает подлинную историю Мечислава «Метека» Коша, польского джазового пианиста, который погиб при трагических обстоятельствах. Перед зрителем предстают отдельные эпизоды, отражающие самые важные моменты жизни музыканта: детство на бедной ферме, потеря зрения в возрасте 12 лет, карьерный взлет, одиночество и борьба с алкоголизмом, а также встреча с Евой — любовью всей его жизни.

14.

«Добро пожаловать в Чечню»

Welcome to Chechnya

Режиссер — Дэвид Франс (США)

Программа — «Фестиваль фестивалей»

Шокирующий фильм от номинанта на «Оскар» Дэвида Франса (за документальную ленту «Как пережить чуму»). «Добро пожаловать в Чечню» показывает зверства, с которыми сталкиваются ЛГБТ-активисты в Чечне. Они работают под прикрытием, спасая людей от насилия: предоставляют им безопасное жилье и визы, чтобы уберечь от преследований. Личности активистов были скрыты с помощью deep fake: их лица заменили лицами коллег-правозащитников из Европы. Лента получила «Тедди» (главная награда в секции ЛГБТ-кино) и приз зрительских симпатий на Берлинале 2020.

15.

«Должно быть, это рай»

It Must Be Heaven

Режиссер — Элиа Сулейман (Канада, Франция, Германия, Палестинская оккупированная территория, Катар, Турция)

Программа — «Фестиваль фестивалей»

Пожалуй, самый известный палестинский режиссер современности Элиа Сулейман снял фильм с собой в главной роли. «Должно быть, это рай» — молчаливое путешествие кинематографиста по имени Элиа, наблюдателя, который почти не реагирует на происходящее вокруг.

Действие фильма разворачивается в Назарете, Париже и Нью-Йорке. Режиссер пытается найти финансирование для своей новой картины, попутно встречая различные напоминания о собственном доме. Фильм получил специальную награду Каннского кинофестиваля 2019 года и приз FIPRESCI (приз Федерации иностранной прессы).

16.

«Мальмкрог»

Malmkrog

Режиссер — Кристи Пую (Босния и Герцеговина, Республика Македония, Румыния, Сербия и Черногория, Швеция, Швейцария)

Программа — «Фестиваль фестивалей»

Свежее творение ведущего представителя Новой румынской волны и призера Канн Кристи Пую, премьера которого состоялась на Берлинском кинофестивале 2020 года. В этот раз автор впервые обращается к костюмным драмам.

Фильм вдохновлен работой философа Владимира Соловьева «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории». Это произведение представлено в виде философских диалогов между аристократом, генералом и его женой, политиком и молодой графиней. За три часа экранного времени звучит несколько языков, а темами дискуссий станут смерть, прогресс, мораль и Антихрист.

17.

«Мартин Иден»

Martin Eden

Режиссер — Пьетро Марчелло (Франция, Германия, Италия)

Программа — «Фестиваль фестивалей»

Один из самых успешных итальянских фильмов 2019 года, который получил награду Венецианского кинофестиваля в категории «Лучшая мужская роль» (Лука Маринелли). Это экранизация классического романа Джека Лондона, которая хоть и получилась достаточно вольной и слишком итальянской, все равно была расхвалена критиками.

Мартин влюбляется в богатую и образованную Елену, что ставит молодого человека перед непростым выбором: прекрасная женщина или мечта о писательской карьере, расположение ее буржуазной семьи или честность перед собой.

18.

«Мать»

Madre

Режиссер — Родриго Сорогойен (Франция, Испания)

Программа — «Фестиваль фестивалей»

Драма, которая выросла из одноименной короткометражки Сорогойена 2017 года, получившей «Оскар» в своей категории. После такого успеха испанец переписал сценарий, создав полнометражное кино о токсичных отношениях. На Венецианском кинофестивале «Мать» получила награду за лучшую женскую роль в секции «Горизонты» (Марта Ньето).

Шестилетний сын Елены исчез десять лет назад. Последний раз она слышала его голос по телефону, когда мальчик позвонил из Франции и сообщил, что он потерялся на пляже и не может найти своего отца. Теперь Елена живет на том самом пляже, управляет кафе и почти смирилась со своей утратой. Но вдруг она встречает французского подростка, который очень напоминает ей пропавшего сына.

19.

«Желтое животное»

Um animal amarelo

Режиссер — Фелипе Браганса (Бразилия, Мозамбик, Португалия)

Программа — «Визии»

Участник Канн, Берлинале и Сандэнса Фелипе Браганса представит свой четвертый полнометражный фильм, который получился частично автобиографическим.

Действие происходит в 2017 году в Бразилии. Обанкротившийся режиссер Фернандо отправляется на поиски призраков прошлого своей семьи. Гонимый ужасными воспоминаниями о своем деде и духом таинственного мужчины из Мозамбика, он должен найти собственную идентичность, отпустить прошлое и осознать, как можно снимать кино в условиях нынешней культурной и политической ситуации в своей стране.

20.

«Любовная трилогия: Переродившаяся»

Leyd’a

Режиссер — Ярон Шани (Германия, Израиль)

Программа — «Визии»

Новая работа Ярон Шари — ведущей израильской постановщицы и настоящего экспериментатора в кино. «Любовная трилогия» создана по уникальному режиссерскому видению и пытается передать всю полноту представления человека о любви.

Это непростая история трех женщин. Авигель — идеальная мать, жена и медсестра. Она жертвует всем ради других, но страдает от ненависти к себе. Яэль, брошенная родителями, хочет быть идеальной матерью для всех, кроме собственной сестры Наамы, которая очень нуждается в ее внимании. Наама днем заботится об отчиме-обидчике, а ночью высвобождает свое отчаяние в секс-работе. Однако связь, возникающая между героинями, дает им силы разбить замкнутый круг самоуничтожения и переродиться.

21.

«Человек К»

«Людина К»

Режиссер — Сергей Рахманин (Украина)

Программа — «Украинская ретроспектива: Одесское свободное кино»

Фильм 1992 года, показ которого состоится в Центре Довженка в Киеве. Сергей Рахманин снял вольную экранизацию дневниковых записей Франца Кафки.

Главный герой фильма — известный литератор, которого все считают гением. Однако за маской задумчивости и постоянной улыбки скрывается несчастный человек со своими демонами, страхами, творческими муками, постоянными попытками познать себя и мир вокруг — вечный чужак, обреченный на одиночество.

22.

«Настоящая: неизвестная история Алис Ги-Блаш»

Be Natural: The Untold Story of Alice Guy-Blaché

Режиссер — Памела Б. Грин (США)

Программа — «Ретроспектива: женщины-пионерки кино»

Документальный фильм, который рассказывает о жизни и работе Алис Ги-Блаш — первой женщины-режиссера, сценариста, продюсера и владелицы студии. Голосом автора в фильме стала Джоди Фостер.

Это одновременно и дань уважения, и детектив, расследующий обстоятельства, при которых эта выдающаяся постановщица исчезла из истории кинематографа.

23.

«Шведская история любви»

En kärlekshistoria

Режиссер — Рой Андерссон (Швеция)

Программа — «Ретроспектива: Рой Андерсон»

Дебютный полнометражный фильм одного из самых известных шведских режиссеров современности — Роя Андерссона. Он был снят в 1970 году, когда молодой автор еще не сформировал свой особый лаконичный стиль.

Анника и Пар, подростки-идеалисты, стараются не потерять надежду в циничном мире взрослых, который постоянно обесценивает их чувства. Родители так устали от жизненных проблем, что не воспринимают всерьез, когда их дети говорят о любви и вере в будущее. Однако Анника и Пар не намерены сдаваться.

24.

«Кубрик про Кубрика»

Kubrick by Kubrick

Режиссер — Грегори Монро (Франция)

Программа — «Специальные показы»

Несмотря на то что Стэнли Кубрик одним из наиболее обсуждаемых режиссеров, услышать его самого было почти невозможно. Однако документалист Грегори Монро заручился поддержкой Мишеля Симента — известного кинокритика, признанного эксперта по творчеству Кубрика, и создал картину на основе уникальных материалов о режиссере.

Симент предоставил доступ к многочисленным интервью с Кубриком, записанным за тридцать лет их дружбы. В сочетании с материалом, который разрешила использовать семья Кубрика, Монро создал трогательный портрет одного из самых известных постановщиков в истории кино.

25.

«Номера»

«Номери»

Режиссер — Олег Сенцов, Ахтем Сеитаблаев (Украина, Польша)

Программа — «Специальные показы»

Фильм Олега Сенцова, который он готовил, находясь в российской тюрьме. Сами съемки проходили под руководством Ахтема Сеитаблаева, чья команда регулярно консультировалась с заключенным режиссером. В основу картины легла одноименная пьеса Олега Сенцова 2011 года.

Место действия — мир номеров, где существуют свои четкие правила. Однажды здесь произошел сбой: Седьмой начал отношения не с предписанной ему парой, а с Четвертой. В результате этой связи появляется ребенок, которому дается порядковый номер Одиннадцать.

Дизайн — crevv.com
Розробка — Mixis