Что нужно знать о фотографе Атибе Джефферсоне

25 лет назад 18-летний Атиба переехал в Калифорнию и планировал устроиться на работу в сеть комиссионных магазинов. Но все сложилось иначе. Подработка фотографом у местных скейтеров помогла парню попасть в журнал, а уже вскоре Джефферсон снимал Шакила О’Нила и Коби Брайанта, Lil Wayne и Tyler, The Creator, а еще создавал кампейны для adidas и Nike.

Рассказываем, как хобби сделали карьеру одному из самых известных уличных фотографов, который 8—9 июня выступит в Киеве на DTF Conference

UPD [07.09.19]: Повторно фотовыставку Heart-Shaped Box Атибы Джефферсона мы покажем на don’t Take Fake 2019.

Переехал в Калифорнию, чтобы работать клерком

Джефферсон не питал особых надежд на успешное будущее. Пока его мать трудилась на работе, парень, в перерывах между подработками и школой, катался на скейте, увлекался музыкой, баскетболом, и пытался свести концы с концами.

«Я рос на продуктовых купонах с матерью-одиночкой, которая вкалывала на двух работах, и сам работал с 12 лет. Я не должен был достичь такого успеха, да и вообще не должен был находиться здесь. Каждый ебаный день моей жизни — это настоящий рай»

В 18 лет Джефферсон взял с собой брата, лучшего друга и переехал в Калифорнию где планировал устроиться на работу в сеть комиссионных магазинов 7-Eleven. Вот только по приезде в штат до собеседования он так и не дошел, вместо этого проводя время с местными скейтерами.

Но стал фотографом для скейтеров

Впервые Атиба взял в руки камеру в старшей школе: однажды в драке он сломал руку, поэтому решил занять свободное от скейтбординга время чем-то творческим. «Когда я увидел, как проявляется пленка в художественном классе, то сразу подумал: „Продано“», — и уже тогда задумался о том, станет ли скейтбординг его основным занятием.

Джефферсон посетил несколько уроков фотографии, но вскоре разбил камеру и на время забросил занятия. Спустя год он все же вернулся к фото.

«Сначала, я не рассматривал это как что-то серьезное, да и фотоаппарата у меня не было. Но в выпускной год во мне что-то „щелкнуло“, и я стал воспринимать фотографию серьезнее»

В школе Атиба получил первый опыт снимая своих друзей-скейтеров (его фото опубликовали в журнале Transworld Skateboarding), а позже именно это помогло ему стать фотографом и оператором у калифорнийских райдеров: «Я просто слонялся вокруг и понятия не имел, что делать с работой. И уже собирался идти на собеседование в 7-Eleven, когда мне предложили работу ассистентом фотографа».

Фотография далась не сразу

Зачастую, профессиональные фотографы не хотели снимать видео, и поручали это новичку, а время для фото отводилось преимущественно на бекстейдже: «Какое-то время я по большей части был оператором, а не фотографом», — вспоминает о тех временах Джефферсон.

«Скейтеры делают работу дважды: сначала фотографируют трюки, а потом снимают»
Тони Хоук

Но со временем начало расти и количество связей, и число фотографий в портфолио

Парень познакомился со скейтбордистами Эриком Костоном, Хитом Кирхартом, фотографом Дэйвом Свифтом и другими людьми из калифорнийского скейт-комьюнити и стал штатным фотографом в журнале Transworld Skateboarding (TSW) благодаря знакомству с редактором издания Грантом Бриттайном.

От скейтеров перешел к баскетболистам…

Одними скейтерами Джефферсон не ограничился — после публикаций в журналах парень решил захватить и другие сферы своих интересов.

«Я начинал со скейтбординга, но еще я фанат баскетбола и музыки. Благодаря пониманию разных типов фотографии я осознал, что могу выработать собственный стиль. Умение снимать скейтеров я перенес в баскетбол. То, чему научился в баскетбольной съемке, перенес в скейтбординг»

Джеймс Харден

Атиба начинал со съемок в роли ассистента фотографа для «Лейкерс» и «Клипперс», но уже скоро получил работу в штате НБА и снимал игры на протяжении трех сезонов, с 2000 по 2002 год. Находясь на баскетбольной площадке, Джефферсон учился делать кадры в движении, а за ее пределами — портретные фото.

На счету фотографа — съемки Кевина Дюранта, Коби Брайанта, Майкла Джордана, ЛеБрона Джеймса, Шакила О’Нила, Аллена Айверсона, Стефа Карри, Джеймса Хардена и других известных баскетболистов. «Знаете, я снимал Кевина Дюранта кучу раз, и для меня это как повидать старого доброго друга. То же самое с Коби [Брайантом]», — рассказывает Атиба.

Стеф Карри
Леброн Джеймс
Коби Брайант

А обложек для баскетбольного журнала Slam Джефферсон снял больше, чем любой другой фотограф.

…а после баскетбола захватил музыкальную сцену…

«Мне никогда не хотелось заниматься одним и тем же. Но иногда мне кажется, будто именно это я и делаю, так что я всегда ищу возможность заняться чем-то новым. Снимаю новых скейтеров, новых музыкантов, например 2 Chainz, Арчи [Маршалла] из King Krule или Future Islands», — объясняет Атиба.

Tyler, The Creator (справа)

В портфолио Джефферсона — и ветераны рэп-сцены (Lil Wayne, Nas, Ice Cube, RZA, Фаррелл Уильямс), и современные хип-хоп-иконы (A$AP Rocky, A$AP Ferg, Tyler, The Creator, ScHoolboy Q, Дрейк, Big Sean, Rae Sremmurd), и новое поколение SoundCloud-рэперов (Playboi Carti, Lil Yachty, Lil Uzi Vert), и даже инди-герои вроде Арчи Маршалла (King Krule) и Onehtrix Point Never.

Посмотрев на его портфолио со снимками артистов, практически каждый сможет найти знакомое фото.

A$AP Ferg
Фаррелл Уильямс
King Krule
21 Savage
Rae Sremmurd
Playboi Carti

…и даже побывал в туре с Odd Future еще до распада группы

«Это полный разъеб. Наверное, самое веселое время в моей жизни. Я поехал на Big Day Out (фестиваль, ежегодно проводящийся в Австралии и Новой Зеландии. — Прим. DTF Magazine) вместе с парнями из Odd Future.

Мы просто тусили вместе, катались по улицам на скейтах. Тайлер из тех чуваков, которые звонят рано утром и предлагают покататься на скейте, поесть панкейки и потусить. А ночью Hodgy и Left Brain (другие участники Odd Future. — Прим. DTF Magazine) спрашивают, в какой клуб мы идем на вечеринку».

Tyler, The Creator
«Все то время меня окружали парни из Odd Future, мы с чуваками уходили в отрыв, просыпались в хламину утром, а потом шли с Тайлером и Тако за панкейками».

Кстати, именно после того самого выступления на Big Day Out полиция отменила один из австралийских концертов группы из-за строчек о насилии и гомофобии, а позже Тайлеру запретили въезжать в страну.

Но все равно считает себя в первую очередь скейтером

«Я скейтер — вот чем я занимаюсь. Мне посчастливилось работать в лучших сферах, но скейтбординг — это работа мечты. Хотя это даже не работа, потому что я просто кайфую от этого. Скейтбординг всегда будет для меня на первом месте».

Любовь Атибы к скейтбордингу не ограничивается катанием на доске и съемкой скейтеров. В 2004 году Джефферсон, Дэйв Свифт и несколько других друзей ушли из Transworld Skateboarding и основали собственный журнал — The Skateboard Mag.

Один из самых известных проектов издания — серия видеоподкастов о жизни скейтеров под названием Sorry for Partying. В них Атиба показывал другую сторону скейтбординга — по ту сторону красивых постановочных видео с трюками, — где райдеры просто катались по городу, дурачились и веселились.

Несмотря на статус одного из главных уличных фотографов, Атиба остается верен скейтерским спотам и тусовкам в переулках с банкой пива.

Блонди Маккой

Бизнесмен от бога

Кстати, о пиве. Помимо работы фотографом, скейтером и оператором, Джефферсон – совладелец и амбассадор пивного бренда Saint Archer (и не скрывает любовь к пиву). А еще он совладелец трех баров, двух ресторанов, компании по производству кокосовой воды, бренда текилы, бренда кепок и компании по производству аккумуляторов (powerbank).

По его словам, личные интересы для него всегда превыше бизнеса, но в случае Атибы бизнес и личные интересы стали практически синонимами.

Например, когда любимый сумочный бренд прекратил выпускать сумки для камер, Джефферсон решил создавать свои сумки и запустил личный бренд под названием Bravo.

«Я подумал, что не хочу просто еще одну сумку от другого бренда. Мы встретились с другом и просто решили создавать сумки. Мы оба много путешествуем, так что для нас это необходимо. Вообще, мы открыли компанию, потому что нам просто нужны были сумки»

Сооснователями Bravo стали бывший менеджер лос-анджелесского магазина Supreme Берто Лихти и главный дизайнер Vans Райан Поззебон, который вместе с Атибой выступит в Киеве на DTF Conference.

Обожает Supreme, но не забывает о других брендах

«Я супримовский чувак. Обожаю все, что они делают, обожаю их как бренд, и мне нравится Джеймс [Джеббиа]. Мне нравится зависать в магазинах Supreme, это именно то место, где хочется „висеть“. Это не только бренд, но и скейтерские магазины, и все это ощущается как семейный бизнес. У них круто получилось создать эту атмосферу».

Практически на всех фотографиях с Атибой хотя бы одна вещь на нем — от Supreme. Он также снимал скейтерские команды бренда и документировал жизнь “семьи” Supreme.

А еще снимает кампейны для adidas, Nike, Converse, Reebok, Vans, Oakley и других брендов.

Кендалл Дженнер в кампейне adidas

Человек, превративший свои увлечения в карьеру

«Мне повезло, что 95% своего времени я снимаю вещи, которые подошли бы и в качестве моих личных работ. Самое сложное для меня — это найти время, чтобы наконец-то обновить свой сайт. Еще я собираюсь выпустить книги с работами за последние 20 лет. Это, наверное, единственные вещи, которые меня волнуют. В остальном же я горжусь всеми своими снимками», — говорил Атиба два года назад.

Книгу фотограф пока еще не выпустил, зато провел серию выставок с огромными кубами, на которых разместил свои архивные фото. Их также можно будет увидеть во время DTF Conference при поддержке Pabst Blue Ribbon и Depositphotos.

DTF Conference пройдет 8—9 июня в киевской галерее “Лавра”. Кроме Атибы, на главной сцене также выступят сооснователь издания Highsnobiety Джефф Карвало, главный дизайнер VANS Райан Поззебон, основательница самого большого стрит-арт-музея в мире Яша Янг, журналист-пранкер и фильммейкер VICE Уба Батлер и вице-президент компании CLO3D Лиза Кохлерт. Подробнее со всеми спикерами можно познакомиться здесь. Для участников события действует скидка 20% на все номера в Bursa Hotel при наличии билета на DTF Conference. Просто укажите промо-код BURSADTF при бронировании от двух дней в период с 3 по 10 июня на сайте bursa.cc или по адресу [email protected].

Больше о спикерах и событиях на DTF Conference:


Подписывайтесь на DTF Magazine в Facebook, Instagram, Twitter и Telegram

Дизайн — crevv.com
Розробка — Mixis