Как Дэвид Линч начал снимать новый сюрреалистический фильм в YouTube, а вы и не заметили

Кто бы мог подумать, что 2020-й «пандемический» год станет одним из самых продуктивных в карьере Дэвида Линча. Кажется, у 74-летнего режиссера открылось второе дыхание: в начале мая его канал на YouTube, созданный еще в 2018 году, внезапно стал пополняться новыми видео.

Линчу есть что показать и без съемок в павильоне. Кроме регулярных прогнозов погоды, режиссер публикует старые малоизвестные короткометражки, странные воркшопы и даже новые экспериментальные фильмы.

Теперь его канал, пожалуй, одно из самых уединенных мест на YouTube (здесь уже более чем 140 тысяч подписчиков). Ведь главный герой Линча — удивительный и гениальный старик, который любит наблюдать за облаками и пересказывать свои сны, а еще снимает абстрактное кино об одиночестве, глубинах подсознательного и монстрах в каждом из нас.

И это лучшее доказательство того, что автор «Твин Пикса» все еще сохраняет статус ведущего сюрреалиста в мире кино. Рассказываем, из чего уже состоит новая картина Линча

Ежедневные прогнозы погоды в Лос-Анджелесе

Зачем вам знать, какая температура воздуха в Лос-Анджелесе сегодня? Правильно, незачем, разве что ради ведущего. Свой день Линч начинает с короткого ролика, снятого у окна в мастерской. Возле Дэвида неизменно стоит чашка горячего кофе — пар отчетливо виден в кадре. Режиссер сообщает температуру по шкале как Фаренгейта, так и Цельсия. Он выглядывает в окно и в своем фирменном медленном темпе описывает облачную либо безоблачную ситуацию на небе. Каждый прогноз заканчивается на оптимистичной ноте: Дэвид желает всем отличного дня.

Иногда погодой дело не заканчивается. 3-го июня, на следующий день после глобальной акции #blackouttuesday, Линч вышел из кадра, оставив табличку с надписями «BLACK LIVES MATTER», «PEACE», «JUSTICE» и «NO FEAR». Поддержал ли таким образом режиссер протестное движение в Лос-Анджелесе? Возможно.

6 июня, в годовщину Нормандской операции, Линч рассказал о том, что видел сон, в котором был немецким солдатом, убитым во время высадки войск союзников в Нормандии.

А 12 июня качество звука в его прогнозах стало значительно лучше. Ведь теперь у Дэвида появился микрофон, подаренный фанатами — сотрудниками радио KCRW, расположенного в колледже Санта-Моники.

Как настоящий джентльмен, Дэвид Линч от случая к случаю поздравляет с днем рождения важных для него людей: Мела Брукса, Изабеллу Росселини или Пола Маккартни.

Воркшопы из мастерской

Те, кто знает Дэвида Линча исключительно как автора кинокартин, наверняка воодушевились, увидев название What Is David Working on Today? Вот только Линч занимается живописью и работой по дереву даже больше, чем съемками фильмов. Так что раздел посвящен прежде всего его поделкам — иногда странным, а иногда вполне обывательским. Это похоже на передачу о ремонте, только с хаотичной «линчевской» атмосферой.

29 мая он опубликовал ролик о постройке деревянной раковины, где показал свой откидной самодельный писсуар. «Дерево — такое благословение для человечества», — мечтательно говорит Линч.

6 июня режиссер представил свое новое изобретение, которое до сих пор понять тяжело.

«Дамы и господа, настал час невероятной контрольной палочки», — и три с половиной минуты Дэвид показывает инструмент, который то ли устанавливает телепатический канал, то ли служит заменой критическому мышлению.

Палочка помогает художнику сосредоточиться на картине, которая еще в работе, и пропустить идею ее создания через себя. Все это сводится к общему знаменателю, также известному как «интуиция», то есть палочка, по сути, вам даже не нужна.

Бывает, Дэвид ремонтирует тумбочку 40-х годов, которую забрал со студии Universal, а иногда показывает, как замаскировать дырки на брюках с помощью клея, бумажного полотенца и красок в тон ткани.

В ролике, опубликованном 26 июня, Дэвид напоминает миллениала, построившего деревянную платформу для телефона, чтобы снимать влоги. Когда же автор начинает демонстрировать новую резиновую скульптуру с лампочкой, думаешь: нет, все-таки сюрреалист.

Неопубликованные ранее фильмы

Линч давно любит короткометражный формат, возможно, даже больше, чем полный метр. За свою карьеру он снял десятки короткометражек, представленных на различных кинофестивалях. Теперь он регулярно публикует их на своей странице.

Одним из первых вышел Pozar («Пожар»). 10-минутный фильм нарисовал и поставил сам Линч, а анимацией занималась Норико Миякава — монтажер, работавшая с Линчем над документальной лентой Duran Duran: Unstaged. Автором музыки выступил польско-американский композитор Марек Жебровски, с которым режиссер ранее записал совместный альбом Polish Night Music» (2007) и сотрудничал во время съемок «Внутренней империи» (2006).

Также в «театре» Линча можно найти короткометражный фильм The 3Rs, снятый в 2011 году как тизер для Международного кинофестиваля в Вене. Это тревожное кино, где есть сцена убийства резиновой утки.

Видеосцена, в которой человек избивает молотком землю, сопровождается ужасающим звуковым фоном — жужжанием насекомых. Далее слышим вопрос: «Сколько камней у Пита?», — на который ответа, конечно же, не будет. Все это выглядит как приквел того самого черно-белого восьмого эпизода из третьего сезона «Твин Пикс».

Еще одно фестивальное сокровище — фильм Scissors («Ножницы»), который Линч снял в 2007 году и представил на Каннском кинофестивале в альманахе «У каждого свое кино».

Правда, раньше короткометражка называлась Absurda, и в Каннах ее демонстрировали перед показом фильма Вонга Кар Вая «Мои черничные ночи». Главные герои этого фильма не видны: группа друзей смотрит фильм в кинотеатре, и находящаяся среди них девушка вдруг понимает, что на экране тоже она.

Один из самых приятных сюрпризов — долгожданная премьера веб-сериала Rabbits («Кролики»), первый эпизод которого режиссер опубликовал 9 июня этого года. Сам же сериал Дэвид Линч снял в 2002 году.

Это восемь эпизодов с элементами ситкома, где люди, переодетые в кроликов-гигантов, в традиционной для автора сюрреалистической манере ведут беседы друг с другом. Главные роли исполнили Наоми Уоттс, Скотт Коффи, Лаура Герринг и Ребекка дель Рио. Линч публикует по одному эпизоду каждые две недели.

Интервью и новое экспериментальное кино

David Lynch Theater project — дело рук не только самого Линча. Вести канал ему помогает давний партнер и продюсер Сабрина С. Сазерленд. 20 июня она опубликовала на YouTube 37-минутный ролик Do you have a question for David?, в котором режиссер отвечает на вопросы подписчиков.

И в этом видео прекрасно все: Линч самостоятельно повторяет каждый вопрос, выдерживает королевские паузы между репликами и рассказывает о том, что гордится каждым своим фильмом, кроме «Дюны». Поскольку для этого ролика завели отдельный плей-лист, а Q&A-сессии еще продолжатся, значит, можно оставлять Дэвиду свои вопросы в комментариях.

Тем временем Линч не сидит весь день в мастерской — иногда он все-таки снимает. На его канале появилось два новых сюрреалистических фильма. Это чистый минимализм, который режиссер насыщает мистической атмосферой, используя звуковые эффекты.

Первая короткометражка, The Story of a Small Bug («История маленького жука»), — фильм-наблюдение за передвижениями жука, на которого нападает ящерица. На картинку наложен индустриальный шум. Что удивительно, так это факт наличия пролога, в котором сам автор объясняет, что происходит на экране. А такое бывает очень редко.

7 июля список пополнился картиной The Adventures of Alan R. («Приключения Алана Р.»), в котором статичный кадр сопровождается голосом Линча, звуками тикающих часов и ветра. «Я не пойду рыбачить, мама!» — говорит Дэвид.

Скорее всего, название фильма отсылает нас к Алану Р. Сплету, звукорежиссеру, работавшему с Линчем над его короткометражной лентой «Бабушка» (1970), а также над полным метром — «Голова-ластик» (1977), «Человек-слон» (1980), «Дюна» (1984) и «Синий бархат» (1986). Алан Сплет получил «Оскар» за работу над спортивной драмой «Черный жеребец» режиссера Керрола Балларда и скончался в 1994 году.


Следите за DTF Magazine в Facebook, Instagram, Twitter и Telegram

Дизайн — crevv.com
Розробка — Mixis