Знакомьтесь: 13 музыкантов, написавших знаковые киносаундтреки

Читая рецензии на «Тенет» Кристофера Нолана, вы наверняка встречали упоминания о композиторе Людвиге Йоранссоне. Впервые о таланте Людвига мы узнали после его успешной коллаборации с Дональдом Гловером. Образцовое продюсирование трех альбомов Childish Gambino (Camp, Because the Internet и Awaken, My Love!) — его рук дело. Оказалось, что парень талантлив не только как музыкант и продюсер, но и как композитор в кино: на его счету уже три работы над крупными блокбастерами («Черная пантера», сериал «Мандалорец» и «Довод»), а также несколькими инди-фильмами («Станция „Фрутвейл“» и «Крид»). Есть все шансы увидеть работу Йоранссона среди номинантов на «Оскар» в категории «Лучший саундтрек».

По этому поводу мы решили вспомнить нескольких музыкантов, которые вышли за пределы шоу-бизнеса и музыкальных чартов, попробовав силы в качестве кинокомпозиторов. Некоторые из них зарекомендовали себя как мультипрофессионалы, для других же работа над саундтреком была пока что разовым опытом.

Air

«Девственницы-самоубийцы» (1998)


Подростковая драма Софии Копполы о родительском контроле и депрессии не была бы такой печально-прекрасной без саундтрека французского электронного дуэта Air. Николя Годен и Жан-Бенуа Дункель выпустили дебютный альбом в 1998 году, и Коппола тут же позвала группу написать саундтрек к своей первой полнометражной ленте. В этом ей помог композитор и музыкант Брайан Райцелл.

Во время адаптации одноименной книги Джеффри Евгенидиса в сценарий фильма Коппола активно слушала дебютник Air, который называется Moon Safari, а Райцелл как раз познакомился с дуэтом в ходе совместного тура. Коппола хотела воссоздать атмосферу взросления в семидесятых, не полагаясь на тематический плей-лист. Ведь «Девственницы-самоубийцы» — это прежде всего рефлексия уже взрослых парней о том периоде в детстве, когда по соседству с ними жили пять загадочных сестер. В результате получился современный саундтрек с явным оммажем Дэвиду Боуи, Pink Floyd и Мишелю Леграну.

Karen O

«Там, где живут чудовища» (2009)


Экранизация детского классического романа Мориса Сендака «Там, где живут чудовища» под руководством Спайка Джонса показала нам всю красоту и страдания взросления. Озвучить эту сказку о добрых монстрах Джонсу помогла солистка группы Yeah Yeah Yeahs Карен О. Специально для саундтрека певица собрала целую группу — Karen O & The Kids, которые для записи исполнили песни, написанные Карен. В группу вошли Ник Зиннер и Брайан Чейз из Yeah Yeah Yeahs, Брэдфорд Кокс из Deerhunter, Аарон Хемфилл из Liars, Дин Фертита из The Dead Weather и Джек Лоуренс из The Raconteurs.

Карен О рассказывала, что хотела писать не детскую музыку, а скорее честные песни, которые найдут отклик у младшей аудитории. Получился поп-рок-альбом, иногда сердитый, иногда с балладами. Оркестровую часть саундтрека вместе с Карен О сделал Картер Беруэлл — классический кинокомпозитор и постоянный автор музыки к фильмам братьев Коэн.

Daft Punk

«Трон: наследие» (2010)


Каким должен быть саундтрек к сиквелу культового «Трона» 1982 года — киберпанка с первым в истории кино широким использованием компьютерной графики? «Трон: наследие» есть за что критиковать, но музыкальное сопровождение навсегда останется лучшей частью фильма: его написали Daft Punk. Тома Бангальтер и Ги-Мануэль де Омем-Кристо впервые попробовали себя в качестве кинокомпозиторов, создав ретрофутуристический саундтрек. В частности, дуэт вдохновлялся музыкой к первому фильму, которую написала легенда ранней электроники Вэнди Карлос. Здесь мало узнаваемых «дафтпанковских» ритмических мелодий, зато много оркестровых аранжировок в духе Вангелиса (композитора «Бегущего по лезвию»). Впрочем, фанаты Daft Punk услышат здесь фирменные треки Derezzed и End of Line.

The Chemical Brothers

«Ханна. Совершенное оружие» (2010)


Треки The Chemical Brothers регулярно звучат в кино и сериалах, но в качестве авторов саундтрека они выступали пока что только однажды. В 2011 году на большие экраны вышел триллер Джо Райта «Ханна. Совершенное оружие» с юной Сиршей Ронан. Особенность музыки к «Ханне» заключается в том, что здесь звучат только электронные тональности. В отличие от Daft Punk, The Chemical Brothers не использовали струнные аранжировки и оркестровый размах: в саундтреке как раз узнается фирменный звук музыкантов с перегруженными синтезаторами и четкой ритмической основой (The Devil Is In The Beats, Escape 700), а также их эксперименты с классическим эмбиентом (The Forest, Isolated Howl).

Arcade Fire

«Она» (2013)


Спайк Джонс привык работать с музыкантами в качестве режиссера клипов: на его счету работы для Бьорк, The Chemical Brothers, Yeah Yeah Yeahs, Fatboy Slim, R.E.M., The Beastie Boys и Канье Уэста. Так что, когда дело доходит до саундтрека, режиссер обращается к любимым группам. После музыки Карен О к фильму «Там, где живут чудовища» Джонс обратился к своей любимой инди-группе Arcade Fire, а точнее к ее лидеру Уину Батлеру. Джонс попросил написать саундтрек к фильму «Она», охарактеризовав его как «мелодии одинокого человека». Музыкальное сопровождение с меланхоличной гитарой, клавишами и мягкими перкуссиями дополнили оригинальной песней на укулеле Moon Song от Карен О. В фильме ее спела Скарлетт Йоханссон, «сыгравшая» роль операционной системы. И саундтрек Батлера, и трек Карен О номинировали на «Оскар».

Ник Кейв и Уоррен Эллис

«Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007), «Любой ценой» (2016)


Ник Кейв любит появляться в кино («Небо над Берлином», «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»), а также пробовал себя в написании музыки для театральных постановок и телепередач. Но с точки зрения саундтреков самым плодотворным до сих пор считается его творческий союз с мультиинструменталистом Уорреном Эллисом, с которым они создали группу Nick Cave and the Bad Seeds. Дуэт любит писать музыку к вестернам: в мелодиях Кейва и Уоллеса игнорируется любой академизм. К примеру, в фильме Эндрю Доминика «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» звучит фолковый музыкальный ряд со скрипками и челестой, в драме Тейлора Шеридана «Любой ценой» — дерзкие электрогитары с перегрузом, а в саундтреке к «Ветреной реке» того же Шеридана использованы мотивы из музыки коренных американцев и хоровое пение.

Джонни Гринвуд

«Нефть» (2007), «Мастер» (2012), «Призрачная нить» (2017)


Джонни Гринвуда теперь тяжело назвать исключительно гитаристом группы Radiohead. Музыкант давно зарекомендовал себя как талантливый кинокомпозитор, отчасти благодаря успешному сотрудничеству с Полом Томасом Андерсоном, для которого Гринвуд написал музыкальный ряд уже к четырем фильмам.

«Нефть» построена на струнных партиях в духе Стравинского, во «Врожденном пороке» звучит ироничный гитарный саундтрек, а «Призрачную нить» Гринвуд насыщает джазовыми мотивами из пятидесятых и барокковой музыкой. Еще Джонни тесно дружит с британской постановщицей Линн Рэмси, для которой он написал саундтреки к фильмам «Что-то не так с Кевином» и «Тебя никогда здесь не было». В последнем, к примеру, звучат тяжелая ритмичная виолончель и холодные синтезаторы.

Джофф Бэрроу

«Из машины» (2015), «Аннигиляция» (2018)


Группы Portishead уже давно нет, зато ее участник — мультиинструменталист Джофф Барроу — достаточно продуктивен. Кроме экспериментального рок-бенда Beak>, Барроу последние несколько лет занят работой над саундтреками к фильмам Алекса Гарленда. Для этого Барроу объединился с саундпродюсером Беном Солсбери. Сперва дуэт написал эмбиентный музыкальный ряд к триллеру об искусственном интеллекте «Из машины». Потом от атмосферного синтезаторного звучания музыканты перешли к масштабным оркестровкам: в научно-фантастической драме «Аннигиляция» звучит акустическая гитара, есть струнные партии, электронные помехи и манипуляции с вокалом. В 2019 году Гарленд снял сериал «Программисты» о квантовой физике и детерминизме, где гипнотическую музыку вновь писали Барроу и Солсбери.

Том Йорк

«Суспирия» (2018)


У солиста Radiohead было сразу несколько поводов поволноваться: музыканту предстояло писать саундтрек к духовному ремейку «Суспирии» самого Дарио Ардженто. Хоррор Ардженто, в свою очередь, известен своим легендарным музыкальным рядом от прог-рокеров Goblin. К тому же Йорк впервые пробовал свои силы в качестве композитора, понимая, что его работу неизбежно будут сравнивать не только с оригинальным саундтреком, но и с музыкой Джонни Гринвуда (еще одного участника Radiohead). В результате Том написал саундтрек, у которого не было абсолютно ничего общего с музыкой из фильма Ардженто. Клавишные и флейта в нем скомбинированы с электронными шумами и ритмичной бас-гитарой. Такие треки, как Suspirium или Open Again, запросто могли бы оказаться в сольнике Йорка, а вот ритуальный Volk открывает новые грани таланта Тома как композитора.

Трент Резнор и Аттикус Росс

«Социальная сеть» (2010), «Исчезнувшая» (2014), «Хранители» (2019)


В этом списке Трент Резнор и Аттикус Росс, пожалуй, самые опытные кинокомпозиторы. Солист Nine Inch Nails и саундпродюсер из Лондона объединились в 2010 году, когда создали группу How to Destroy Angels. До этого Росс помогал продюсировать целых пять альбомов NIN прежде чем стал полноценным участником группы. Впрочем, более плодотворной оказалась работа над музыкой к фильму Дэвида Финчера «Социальная сеть». Дуэт получил «Оскар» за лучший саундтрек именно за первую пробу в кино. Позже Резнор и Росс стали обязательной составляющей каждой ленты Финчера: «Девушка с татуировкой дракона», «Исчезнувшая» и сериал «Охотник за разумом». Фирменное звучание Трента и Аттикуса — это агрессивные басы, эмбиентные синтезаторы и перегруженные гитары. Подобный мистический саунд был как никогда кстати в сериале «Хранители» Дэймона Линделофа. Следующая работа композитора — анимационный фильм «Душа» от Pixar, для которого музыканты явно выберут немного другое звучание.

Oneohtrix Point Never

«Хорошее время» (2017), «Неограненные драгоценности» (2019)


Мир узнал об электронщике Oneohtrix Point Never благодаря братьям Сэфди в 2017 году. Под псевдонимом скрывается американский саундпродюсер с русскими корнями Дэниел Лопатин. Музыкант написал для фильма «Хорошее время» кислотный саундтрек, получивший в Каннах награду за лучшее музыкальное сопровождение. В 2019 году Лопатин вернулся к сотрудничеству с Сэфди, озвучив фильм, ставший духовным последователем «Хорошего времени», — триллер «Неограненные драгоценности». Здесь сохранен фирменный пульсирующий синтвейв, который композитор смело комбинирует с ренессансной музыкой, акапельным пением и перкуссиями мастера звуковых инсталляций Илая Кешлера.

Labrinth

«Эйфория» (2019)


Зендая в главной роли, Дрейк в качестве продюсера и музыкального супервайзера, Сэм Левинсон (режиссер «Нации убийц») в кресле шоураннера — у сериала «Эйфория» впечатляющая команда. Среди таких имен чуть было не затерялся Тимоти Ли Маккензи — композитор сериала, более известный как британский хип-хоп-музыкант Labrinth. Менеджер музыканта подсказал его имя своему другу Левинсону, когда тот как раз искал автора, который отбросит академизм саундтреков и создаст живой, пульсирующий музыкальный ряд. Сам Тимоти назвал свою музыку полупсихотичной, ведь именно так он чувствовал себя в юности. Саундтрек от Labrinth звучит как хип-хоп-госпел и акустическая баллада одновременно. Меланхоличный музыкальный ряд дополнила совместная песня Зендаи и Labrinth All of Us, которая стала лейтмотивом всего шоу.

The Haxan Cloak

«Солнцестояние» (2019)


Вряд ли у Ари Астера получилось бы переосмыслить жанр фольклорного хоррора без музыки Бобби Крлика, более известного как The Haxan Cloak. Кроме сольных альбомов, британский продюсер сотрудничал с Бьорк при записи альбома Vulnicura и с Аттикусом Россом в рамках создания саундтрека к триллеру «Кибер».

Музыка к «Солнцестоянию» — его первый сольный опыт в качестве кинокомпозитора. Бобби использует как классические для такого кино струнные в моментах саспенса и ужаса (Gassed), так и дарк-эмбиент, характерный для самого The Haxan Cloak (Hålsingland). Есть здесь и моменты легкости и сказочности, которые композитор создает с помощью арфы и фортепиано.

Дизайн — crevv.com
Розробка — Mixis