Один из самых заметных сериалов этого года — «Охотник за разумом» — продлили на второй сезон, а его продюсер Дэвид Финчер уже анонсировал, что история продолжится расследованием громких убийств в Атланте в 1979—1981 годах. Ждать новых серий придется еще долго, поэтому мы подобрали восемь фильмов — от признанных шедевров до не столь известных, но не менее интересных картин, рассказывающих о практиках расследования убийств. Полицейские, сутенеры, ученые и просто безумцы — в поисках маньяков
«Воспоминания об убийстве», 2003
1986 год, небольшой корейский городок, в котором убивают девушек. Местный полицейский, расследующий дело, не слишком обременяет себя умственной работой. Ведь корейские полицейские работают ногами, что выражается не только в его активности по отлову подозреваемых, но и в методах работы в подвале для допросов. У его помощника есть даже специальный пакет для ботинок, чтобы не запачкать обувь кровью. Однако новый детектив, приехавший из Сеула, пытается подойти к делу аналитически и не желает применять насилие.
https://youtu.be/NtOutxGJK5o
Фильм часто называют корейским «Зодиаком», что не совсем справедливо. Кинокартина южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо не только самостоятельна, но и вышла намного раньше «Зодиака». И американский маньяк по прозвищу Зодиак, и хвасонский серийный убийца, ставший его прототипом для этой картины, не были найдены полицией. Поэтому оба фильма посвящены больше тому, что делает с людьми медленное погружение в мир, в который никому не хочется заглядывать, и что происходит с теми, кто в него вовлечен.
«Воспоминание об убийстве» имеет явную политическую подоплеку. Она не особо очевидна западному зрителю, не знакомому с гражданскими выступлениями против антидемократической власти в Южной Корее, но ее общий характер можно понять из самой истории. Этот фильм сделал Пон Чжун Хо мировой знаменитостью, и без него невозможно представить списки фильмов о серийных убийцах. Сложный, собранный из большого количества персонажей, историй и событий, он позволяет оценить себя по-настоящему только в самой последней сцене.
«Безумный следователь», 2007
В фильмографии гонконгского режиссера Джонни То много всего: от проходных фильмов до настоящих сокровищ. «Безумный следователь» относится ко вторым. Это один из самых странных детективов XXI века. Его главный герой не только безумен, как можно догадаться по названию, но и обладает рядом экстраординарных способностей, позволяющих ему раскрывать преступления. Например, дар видеть внутреннюю личность человека. В его подозреваемом таких личностей сразу семь, и одна из них любит убивать.
В фильме два главных героя – безумный следователь и полицейский, который попросил помочь ему в запутанном деле. Оба видят окружающий мир по-разному, но именно это Джонни То делает главной особенностью ленты – он не выбирает между взглядами героев, он сплавляет их в одно целое. Сперва такой прием дезориентирует, но не оценить его ближе к финалу невозможно. Это блестящее кино о реальности, как о столкновении разных взглядов на нее, и об иллюзорности правды.
«Зодиак», 2007
«Зодиак» Дэвида Финчера — наверное, самый известный фильм современности о поисках серийного убийцы. Три героя, линии которых лишь отчасти пересекаются, невероятное количество локаций, персонажей и событий из 1960-х — начала 1970-х годов, когда в Сан-Франциско орудовал Зодиак — один из самых известных американских маньяков, — кажется, переливаются через границы восприятия зрителя. Однако такой перенасыщенный час с небольшим фильму просто необходим. Это огромное введение в историю личной одержимости карикатуриста Роберта Грейсмита (Джейк Джилленхол), который в одиночку проводит расследование, пытаясь не дать забыть о когда-то громких убийствах.
«Зодиак» — один из самых честных фильмов-расследований и лучших фильмов Финчера. К тому же, благодаря нагромождению подробностей, он заставляет зрителя чувствовать то же, что и главный герой. Из хаоса повседневной жизни герой Джилленхола пытается выудить закономерности, превратить нечто аморфное в упорядоченное, и эта внутренняя работа в конце концов подменяет собой все, становится смыслом жизни и ее заменителем.
«Преследователь», 2008
На перекрестке двух узеньких улочек Сеула сталкиваются две машины — серийного убийцы и того, кто его разыскивает. С этого момента «Преследователь» запускается по-настоящему. Разница между тем, что знают зритель и герой в «Преследователе», важнее всего. Фильм не делает секрета из личности убийцы, но его преследователь, бывший полицейский, а теперь сутенер, считает, что маньяк просто похищает и продает его проституток. В этом детективе мы изначально знаем ответы на большинство вопросов, но от него все равно трудно оторваться. Можно только внутренне умолять героев соображать и действовать быстрее, потому что на кону жизнь одной из жертв.
«Преследователь» — динамичная история, сотканная из трагичных случайностей, абсурдных совпадений и печальных закономерностей. Как и остальные фильмы, создавшие славу корейскому криминальному кино, она не обходится без молотков, колюще-режущего оружия и душераздирающе мелодраматичного финала — но это далеко не единственные ее достоинства.
«Самопожертвование подозреваемого Икс», 2008
Фильм не о серийной убийце, а, скорее, о серийном следователе. Он снят по одноименному роману японского писателя Кэйго Хигасино из цикла книг о детективе Галилее. Повествует о таком себе современном японском Шерлоке Холмсе, профессоре физики в университете, с которым полиция консультируется по особо сложным делам. В этом фильме убийца — случайный человек, следователь — совсем не полицейский, а в центре внимания и вовсе находится третий герой — учитель математики обычной японской школы. Но следователь знает, что тот — непризнанный гений, потому что 17 лет назад учился с ним в одном университете. И еще он знает, что каким-то образом математик создал убийце алиби, которое физически невозможно. С этого и начинается история противостояния двух обладателей незаурядного ума, каждый из которых действует по правилам своей дисциплины — физики и математики.
Кажется, что все карты в фильме «Самопожертвование подозреваемого Икс» выложены на стол сразу и перед нами история о том, сможет ли гениальный преступник обмануть гениального следователя. Однако картина действительно умеет удивлять. Как уже говорилось, она не о серийном убийце и не о том, что кажется сначала. В Японии лента стала хитом, но осталась незамеченной в мире, что несправедливо.
«Красный райдинг», 2009
Перед просмотром «Красного райдинга» необходимо внутренне определиться, готовы ли вы к пятичасовому путешествию по Западному Йоркширу на севере Англии, которое охватывает девять лет и три разные истории о серийных убийцах: в 1974, 1980 и 1983 годах.
Этот британский телевизионный проект, состоящий из трех фильмов с разными главными героями и сквозными второстепенными, требует от зрителя многого и в эмоциональном, и в умственном плане. Он удушающе мрачен и похож на приступ клаустрофобии. Формально все три части рассказывают о расследовании убийств, но на деле их герои тонут в, казалось бы, посторонних процессах, и поиск убийцы уходит на второй план. На первом же — система полицейской коррупции, построенная на запугивании, насилии и замалчивании, на фоне которой убийства начинают казаться не самым ужасным, что происходит в Западном Йоркшире.
Хотя фильмы можно смотреть как отдельные произведения, связи между ними все более проявляются от серии к серии, поэтому и оценивать проект стоит как одно целое. В конце концов, то финальное вознаграждение для зрителя, продравшегося сквозь рваный стиль повествования, недомолвки, секреты и ужасы происходящего, по-настоящему можно оценить, лишь посмотрев все три части залпом.
«Я видел дьявола», 2010
Этот ультрабрутальный корейский триллер — история мести серийному убийце, которому в один снежный день не повезло с жертвой. Молодая девушка оказалась невестой агента секретных служб и дочерью шефа полиции. Ее жених, вооружившись списком подозреваемых и взяв отпуск на две недели, достаточно быстро вычисляет преступника, но не убивает его.
«Я видел дьявола» превышает даже те довольно высокие стандарты насилия, которые задало корейские кино в начале нулевых. При этом фильм легко смотрится, удачно варьируя свой ритм от медленных и неспешных эпизодов к энергичным, роскошно работает с цветом и, в общем, делает эту кровавую вакханалию, доходящую до абсурдности, стильным и точно выверенным кино. Режиссер Ким Чжи Ун — ужасно талантливый, а «Я видел дьявола» — пожалуй, один из его самых сбалансированных проектов.
Картина о том, во что может превратить человека боль утраты и до чего он должен дойти, чтобы сделать по-настоящему больно одному из самых бесчеловечных существ.
«Плавни», 2014
Два полицейских из Мадрида прибывают в небольшой город расследовать пропажу двух сестер 15 и 16 лет, за которыми закрепилась репутация легкодоступных девушек. Вскоре их тела находят в живописных болотистых плавнях, а главные герои переключаются уже на поиски убийцы, который на достигнутом количестве жертв останавливаться не планирует.
«Плавни» в каком-то смысле похожи на «Воспоминание об убийстве» с его подтекстом, отсылающим к темному прошлому страны. Действие фильма разворачивается в 1980 году, когда Испания еще была на полпути к демократии и из всех темных углов прошлого в настоящее смотрели ужасы франкистского режима. Эта история — про травму страны, в которой государство взращивало даже не серийных, а массовых убийц, а обычные граждане привыкли находиться в плену маньяков, поощряемых режимом. Впрочем, все это не мешает «Плавням» оставаться отличным детективом, собравшим целую охапку наград национальной испанской кинопремии «Гойя», включая приз за лучший фильм.
Надежды хоррора. 17 фильмов от молодых режиссеров, которые могут удивить
Как Дени Вильнёв учился бежать по лезвию
В гараже Эдгара Райта. Из чего состоят фильмы режиссера-гика, создавшего «На драйве»
Подписывайтесь на DTF Magazine в Facebook, Twitter и Telegram
Также подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку внизу страницы