10 событий и явлений, определивших поп-культуру в 2020 году

2020 год поставил многие культурные индустрии на паузукинотеатры, клубы и концертные залы пустовали с марта. В то же время пандемия дала огромный буст для развития стриминговых площадок, новых социальных платформ и культуры видеоигр. Следующий год во многом будет выходить из достижений 2020-го для кинофестивального движения это будет новая попытка вернуть себе привилегии презентаций на большом экране, а для арт-среды переосмыслить наследие темнокожих артистов. DTF Magazine вспоминает главные моменты поп-культуры уходящего года

Содержание


1.

Кинофестивали перешли в виртуальный формат


Фестивальное движение в 2020 году оказалось одним из первых подверглось  серьезным изменениям из-за пандемии. Некоторые киносмотры отменили совсем, как произошло с Каннами (масштаб и статус фестиваля не позволяли организаторам даже рассматривать онлайн-формат), а вот фестивали поменьше воспользовались возможностью быстро адаптироваться.

Обращение Мартина Скорсезе в пустом зале перед открытием Кинофестиваля в Торонто (сентябрь 2020).

Организаторы американского SXSW показали конкурсную программу журналистам и членам жюри по ссылкам. Таким образом призы в этом году все же присудили, а фильмы получили хоть какую-то медийную поддержку. Датский фестиваль документального кино CPH:DOX организовал показы не только для жюри, но и для зрителей через платформу Festival Scope. Кинофестивали в Торонто и Нью-Йорке тоже пошли путем диджитализации — пресса и жюри смотрели кино по закрытым ссылкам, но из-за геоблокинга некоторые фильмы были недоступны в восточной части Европы. В Украине к новым форматам адаптировались Docudays и Одесский кинофестиваль, показавшие фильмы онлайн.

Правда, не все правообладатели оказались готовы предоставлять кино для онлайн-показа, к тому же нетворкинг на кинофорумах никто не отменял. Зато попытка сохранить фестивальное движение дала возможность многим картинам добраться до зрителя.

2.

Клубы закрылись, а нелегальные рейвы получили вторую жизнь


На первых этапах локдауна большинство клубов прекратили работу на долгих 3—4 месяца, лишившись возможности зарабатывать. В Великобритании активизировались нелегальные рейвы, а вместе с ними — столкновения с полицией. Владельцы ночных клубов с начала пандемии призывали власти разработать для отрасли план выхода из карантина.

Так, в знак протеста французские диджеи устроили нелегальную вечеринку в парижском клубе Balrock, а в Британии запустили кампанию #LetUsDance с требованием включить ночную жизнь в список культурных сфер, получающих помощь от правительства. В Украине протест тоже был — у стен Кабмина, но ответа от властей не последовало.

Вечеринка-протест в парижском клубе Balrock.

Одними из первых в мире отреагировали токийские власти — еще в июле они пообещали выплачивать по 4670 долларов ночным клубам, которые закрываются на 10 и более дней. В середине лета некоторые клубы работали в виде открытых летних площадок как бары, где рекомендовали снимать маску лишь сидя за своим столиком и просили вносить свое имя в список отслеживания контактов при каждом посещении клуба. Берлинский Berghain, где в теплое время 2020-го проводили вечеринки под открытым небом, теперь работает как галерея с масштабной выставкой, а фетиш-клуб Kit Kat, например, на входе тестирует каждого гостя на COVID-19.

Визит полиции и «Муниципальной варты» к киевскому клубу Otel (фото с камер наблюдения).

В Украине ночная жизнь балансирует между подпольными рейвами и попытками сделать упрощенный и более безопасный вариант вечеринок с масочным режимом. При этом клубная сцена как отрасль оказалась среди самых не защищенных от полицейских рейдов, а ряд киевских клубов, среди которых Closer, Otel’ и Mezzanine, объявили сбор средств на погашение долгов и оплату работы персонала, чтобы продержаться до весны 2021-го.

На время пандемии большинство диджеев и продюсеров остались без работы. Чтобы как-то их поддержать, музыкальная платформа Badcamp запустила в марте ежемесячную акцию Bandcamp Friday: один день в месяц она отказывается от своих процентов за проданные треки и мерч, перечисляя 100% выручки музыкантам. С начала пандемии артисты получили от продаж своей музыки на Bandcamp 40 млн долларов. Инициатива продолжится и в 2021 году. Также Bandcamp сделала доступными платные стримы для музыкантов, а Soundcloud добавила кнопку донатов на страницах артистов. Самым большим цифровым проектом в поддержку музыкантов стал United We Stream, который объединил многие берлинские клубы на одной виртуальной площадке со стримами сетов, а также дискуссиями, лекциями, кинопоказами и всего, что касается клубной культуры.

3.

Игры заняли доминирующую позицию в поп-культуре


В 2020 году, когда голливудский прокатный сезон полноценно так и не начался, а проведение музыкального фестиваля оказалось невозможным, видеоигры стали одной из ключевых платформ для любителей кино и меломанов. Как только в апреле 2020-го в Fortnite запустили мод Party Royale, ивенты вне игрового режима стали трендом. Рекордсменом по количеству зрителей за всю историю игры стал концерт Трэвиса Скотта. Его выступление в июне посмотрели около 12 млн геймеров. В свою очередь, Minecraft замахнулась на музыкальные фестивали, устроив ивент Block by Blockwest с рок-концертами и Rave Family Block Fest.

Даже киноиндустрия потянулась к играм: в июле Warner Bros. устроили премьеру второго трейлера «Тенета» в Fortnite Party Royale. Позже студия показала в Fortnite сразу три ленты Кристофера Нолана: «Бэтмен: Начало», «Престиж» и «Начало». Тем временем канал HBO официально заказал производство сериала по The Last of Us..

Кадр из фильма «Тенет»

Sony назвали запуск PlayStation 5 рекордным среди консолей: в первые два уик-энда компания продала 2,5 млн консолей. Физически купить PS5 пока не получится — только по предзаказу, а при доставке приставки случались курьезы. А вот релиз Cyberpunk 2077 сопровождался скандалом и обвинениями в недоработке — чего стоят новости о видимых гениталиях одетых аватаров. Звание лучшей игры года заслуживает не менее ажиотажная The Last of Us Part ІІ — так считает комитет премии The Game Awards 2020, который дал награды The Last of Us Part ІІ в шести номинациях.

Кадр из игры Cyberpunk 2077

4.

Кинотеатры начали войну со студиями


В 2020-м начался большой конфликт между кинотеатрами и студиями, и, видимо, в следующем году он будет еще масштабнее. Систематический перенос всех крупных релизов (от «Черной вдовы» и «Не время умирать» до «Дюны» и «Форсажа 9») опустошил кинотеатры. Например, в марте американский бокс-офис показал худший результат за 20 лет. По данным The Hollywood Reporter, в 2020 году доход от проката в США составляет около 2,2 млрд долларов, что на 80% меньше, чем в 2019-м. Прибыль в международном прокате колеблется в районе 9 млрд долларов благодаря полноценному восстановлению работы кинотеатров в Китае, Японии и Южной Корее, но и это на 70% меньше, чем в прошлом году. 

Нью-Йоркский кинотеатр в период локдауна в апреле.

Первый ход сделала студия Universal Pictures, которая в марте сократила «кинотеатральное окно» с 88 дней до 18, что напрямую сказывается на заработках кинотеатров. Таким образом вышли «Человек-невидимка» и «Эмма». Следом Warner Bros. выпустили «Хищных птиц» через 46 дней после проката, а «Джентльменов» Гая Ричи — через 60.

В середине лета та же Warner Bros. возлагала большие надежды на «Тенет» Кристофера Нолана — единственный голливудский блокбастер, который осмелились выпустить на большом экране. В итоге кассовые сборы картины составили около 350 млн долларов США в мировом прокате при бюджете 200 млн. Если отнять процент, который получают кинотеатры, и расходы на промо фильма, студия практически ничего не заработала. Сам Нолан бокс-офисом остался доволен и заверил, что Warner Bros. сделали неправильные выводы. Режиссер в целом стал главным защитником кинотеатральной модели, написав колонку для Washington Post, где настоял на том, что студиям нужно адаптироваться к новой реальности, а не переносить все убытки от пандемии на кинотеатры.

Студия Disney выбрала свою модель адаптации. В мае она выпустила «Мулан» на большие экраны в Европе, а в США фильм вышел на стриминге Disney+ с отдельным билетом за 30 долларов. Между тем в начале декабря Disney анонсировали и показали первые трейлеры ряда сериалов по вселенной Marvel и Star Wars, а это значит, что приоритетом для студии в 2021 году станет именно стриминг.

Но град критики вызвала опять-таки студия Warner Bros., заявившая, что в 2021 году выпустит все свои хиты, включая «Дюну», «Матрицу 4» и «Отряд самоубийц», одновременно и в кино, и на собственном стриминге HBO Max. Теперь компанию бойкотирует самая крупная в США сеть кинотеатров AMC, разозленные актеры требуют денежную компенсацию, а к защитникам кинотеатров присоединяется Дени Вильнев, который в открытом письме обвинил студию в отсутствии любви к кинематографу и зрителям.

5.

Музыка стала еще более политизированной


Помимо пандемии, в 2020 году хватало потрясений, которые заставили говорить, кажется, всех. Этот год показал, что молчание — это уже не признак нейтралитета, и оно может негативно расцениваться аудиторией, так что о своей позиции заявляли и бренды, и актеры, и инфлюенсеры, и музыканты.

Американский хип-хоп-дуэт Run The Jewels выпустил четвертый альбом несколькими днями раньше запланированного 5 июня, как раз в разгар протестов Black Lives Matter в США. В новом лонгплее RTJ открыто критикуют безграничную власть крупных корпораций, полицейское насилие, рост классового неравенства и беспринципность политиков.

В июне 2020-го ряд музыкантов выпустили треки в поддержку движения Black Lives Matter: Бейонсе (Black Parade), Алиша Кис (Perfect Way To Die), Anderson .Paak (Lockdown), Террелл Хайнс и Винс Стейплз (Get Up). В 2020 году мастера протестных гимнов в хип-хопе Public Enemy выпустили альбом What You Gonna Do When The Grid Goes Down?, где открыто критикуют политику Дональда Трампа и призывают голосовать.

Американо-армянская группа System of a Down впервые за 15 лет выпустила два новых трека: Protect The Land и Genocidal Humanoidz. Оба посвящены армяно-азербайджанскому военному конфликту в Нагорном Карабахе.

В свою очередь, Massive Attack продолжили активную экокампанию, которой заняты не первый год, и в 2020-м презентовали снятый совместно с учеными-климатологами короткометражный фильм, в котором измерили углеродный след от своих выступлений и разработали стратегию по его сокращению для всей индустрии.

В Украине тем временем продолжались споры, может ли артист быть вне политики и общественных проблем. Alyona Alyona прямо заявила, что не будет говорить о политике, но выпустила клип «Сумно», посвященный женщинам, пострадавшим от насилия. В нем снялась Анастасия Луговая — девушка, на которую напали в поезде Мариуполь — Киев и пытались изнасиловать. В октябре Alina Pash совместно с OTOY, Den Da Funk и DJ Pone выпустили видео на трек Corruption, где выбрали несколько безопасную тактику критики украинской власти, полиции и системы образования, не называя конкретных имен.

6.

Стриминги усилили свои позиции (кроме одного провала стоимостью 1,75 млрд долларов США)


2020 год однозначно был удачным для стримингов. Netflix установил новый рекорд — теперь у платформы 195 млн подписчиков. Но даже здесь проявилась уязвимость нового цифрового мира — риск перегрузки сетей. Еще в марте два крупных вещателя (Netflix и YouTube) понизили качество передачи, чтобы интернет в Европе не упал окончательно. Следом за ними так же поступили Amazon Prime и Apple TV+.

В мае на рынок стримингов вышел HBO Max — без реюниона «Друзей», зато с анонсом режиссерской версии «Лиги справедливости» Зака Снайдера. В целом именно стриминги стали главной площадкой для показа фестивальных хитов и потенциальных номинантов на «Оскар». После премьеры в Венеции картины «Фрагменты женщины» Корнела Мундруцо ее приобрел Netflix. Хит «Сандэнса» — «Звук металла» с Ризом Ахмедом вышел на Amazon Prime. «Душа», которая наверняка поборется за «Оскар» в номинации «Лучший анимационный фильм», вышла на Disney+.

Впрочем, в летописи стримингов определенно будет один громкий провал 2020-го — запуск и скоропостижное закрытие Quibe. Стриминг-платформу для мобильных телефонов придумал продюсер и бывший CEO студий Disney и DreamWorks Джеффри Катценберг. Для финансирования он привлек 1,75 млрд долларов США. Все проекты там были заточены на 10-минутную продолжительность, поскольку стриминг задумывался для людей, которые всегда на ходу и слишком заняты для просмотра сериалов на диване. Вот только оказалось, что в 2020-м все трудоголики сидели дома. В целом критики были не в восторге от нового сервиса: The Atlantic назвали его «огромной тратой времени», а TechCrunch — «анти-TikТok». В октябре Quibe тихонько закрыли, даже не оглашая финансовые потери.

7.

Zoom, TikTok и OnlyFans стали альтернативой привычным соцсетям


Для социальных сетей настали амбивалентные времена. Пока Facebook находится в центре антимонопольного скандала, а Instagram превратился в рабочий инструмент корпораций, пользователи нашли новую социальную сеть для непринужденного общения.

Популярность и влияние TikTok достигли такого уровня, что в августе этого года Forbes впервые составил рейтинг звезд TikTok с самыми высокими доходами. Туда вошли блогеры, чей средний возраст не превышает 20 лет, а прибыль колеблется от 1,2 млн до 5 млн долларов США.

При этом самый популярный кейс хоть и неумышленной, но коммерческой прибыли от TikTok — случай с Натаном Аподакой. После поломки своего авто парень прокатился на скейте под песню Fleetwood Mac, распивая сок. Уже через пару дней ролик набрал 27 млн просмотров. Представители компании, чей сок Аподака пил на видео, подарили ему красный внедорожник и ящик напитка, а TikTok выплатил Натану 10 тыс. долларов США.

Тем временем, как только весь мир закрылся на карантин, офисные работники обратились не к старому доброму Skype, а почему-то именно к Zoom, хотя существует не менее сотни популярных программных решений с аналогичными функциями. В результате акции Zoom на бирже Nasdaq выросли с начала года на 150%. Но success story у сервиса очень быстро закончилась: 26 марта в калифорнийский суд поступил групповой иск с обвинением Zoom в нарушении закона о неприкосновенности частной жизни. А с первыми новостями о вакцине, которые появились в ноябре, акции сервиса стремительно поползли вниз. Пока что Zoom все еще популярен среди пользователей, но ряд крупных компаний (в том числе SpaceX) уже публично запретили своим сотрудникам пользоваться сервисом, особенно после поступления информации о регулярных сливах метаданных клиентов Zoom. Отдельным феноменом стал «зумбомбинг» — новый вид троллинга, когда посторонние люди подключаются к видеозвонку.

Аккаунт Cardi B на OnlyFans.

И все же самой контраверсивной социальной сетью этого года можно считать OnlyFans — платформу, которая позволяет инфлюенсерам монетизировать свой контент, делясь им с другими пользователями по подписке или разово. Главное преимущество OnlyFans состоит в том, что там можно публиковать NSFW-контент (Not Safe For Work, то есть «взрослые» ролики). В целом на OnlyFans есть каналы с советами по здоровью и фитнесу, можно найти уроки танцев, кулинарные блоги, а также регулярные обновления от известных писателей, художников и музыкантов. Свой аккаунт на сервисе довольно успешно ведут многие знаменитости: Cardi B, Tyga, Blac Chyna, Белла Торн, Амбер Роуз, Крис Браун. Так, FilmDaily сообщает, что Cardi B зарабатывает на OnlyFans 8 млн долларов США в месяц, что является третьим по величине показателем после модели и звезды реалити-шоу Blac Chyna и актрисы Беллы Торн.

8.

Наградной сезон уже не будет прежним


В начале 2020 года все заговорили о системных изменениях в «Оскаре» — после того как в номинации «Лучший фильм» победила южнокорейская картина «Паразиты» Пона Чжун-хо. Мол, окно привилегированного американского кино пробито, и теперь каждый европейский фильм с мирового кинофестиваля может побороться за награду Американской киноакадемии. Системные изменения таки произошли, но не в пользу фестивального кино.

Лауреат Пон Джун Хо после церемонии «Оскар 2020»

Наградной сезон органично вытекает из ряда мероприятий (Берлинале, Канны, Венеция, Торонто), представляющих главных кандидатов на «Оскар». Ближе к концу года свое слово говорят кинокритики и гильдии: актеров, сценаристов, продюсеров, режиссеров. А вручение статуэток как бы подводит черту под американским киногодом. Пандемия изменила привычный процесс, удалив из него Каннский фестиваль, а также кинопрокат, который играет критически важную роль для квалификации на номинацию. В итоге теперь на «Оскар» допустят кино, показанное из-за пандемии на VOD- или стриминг-сервисах, а сама церемония состоится аж 25 апреля.

При этом Американская киноакадемия, как и весь остальной кинобизнес, пребывает в растерянности. Венецианский кинофестиваль прошел с минимальным количеством звезд. Торонто вообще состоялся онлайн, получив статус «гибридного фестиваля». Здесь не представили явных фаворитов, разве что «Земля кочевников» Хлои Чжао. На сегодняшний день можно только предполагать, какое кино попадет в наградной сезон. Есть подозрение, что большинство статуэток заберет именно Netflix, на котором в этом году вышли «Суд над чикагской семеркой» Аарона Соркина, «Манк» Дэвида Финчера, «Ма Рейни: Мать блюза» Джорджа С. Вольфа, «Пятеро одной крови» Спайка Ли и «Фрагменты женщины» Корнела Мундруцо.

9.

Фестивали начали отказываться от “гендерных” наград


2019 год в культурном дискурсе прошел под знаком #MeeToo, а в 2020-м в фестивальной среде довольно серьезно заговорили о гендерном равенстве. Еще в январе самый прогрессивный кинофестиваль Европы — в шведском Гетеборге — объявил, что достиг гендерного равенства в программе. К тому же здесь была собрана специальная программа Focus: Feminism — как попытка дать ответ на вопрос, чем именно является феминистское кино сегодня и каким оно было раньше.

Имидж-постер международного кинофестиваля в Гетенборге в 2020.

Следом за Гетеборгом к повестке присоединился Венецианский кинофестиваль — в программе 2020 года оказалось 44% женщин, как сообщает IndieWire. Уже в августе громкие новости пришли из Берлина: в следующем году впервые в истории Берлинского кинофестиваля актерские награды больше не будут разделены по гендерному признаку. Теперь приз «Серебряный медведь» вместо категорий «Лучший актер» и «Лучшая актриса» будут вручать просто за лучшую роль и лучшую роль второго плана.

Красная дорожка Берлинского кинофестиваля 2020.

Напомним, что еще в 2018 году крупные кинофестивали подписали специальный меморандум о движении к гендерному равенству, пообещав собирать статистику о гендерном составе как в собственных подразделениях, так и в программах, а также увеличивать количество женщин в отборочных комиссиях. Судя по всему, он начал работать только в турбулентном 2020-м.

10.

Black Lives Matter оказывает особое влияние на современное искусство


Издание ArtReview назвало движение BLM лидером рейтинга ста самых влиятельных явлений в мире искусства в 2020 году. Художники и кураторы быстро выступили с инициативами в знак солидарности с движением Black Lives Matter, а вскоре после этого появились муралы, посвященные Флойду. Работы украшали общественные места в разных уголках мира — от Найроби до Брюсселя, — одновременно призывая к быстрой социальной реформе. Среди наиболее ярких и широко распространенных фресок была одна работа, выполненная в Миннеаполисе художниками Зеной Голдман, Кадексом Эррерой и Гретой Маклейн. На картине Флойд обрамлен именами многих афроамериканцев, которые были убиты полицией за последнее десятилетие, включая Эрика Гарнера, Фредди Грея, Сандру Блэнд и Бреонну Тейлор.

Тезис, который резюмирует историю насилия против темнокожего населения США, также нашел свое отображение в обложке июньского The New Yorker с иллюстрацией Кадира Нельсона. В этом же месяце Time поместили на обложку работу Титуса Кафара — портрет темнокожей матери. Сентябрьский номер для модных журналов, как правило, самый важный в любом году. И два из них в 2020-м поместили на обложку не моделей в роскошной одежде, а картины темнокожих художников. На обложке Vanity Fair была изображена Бреонна Тейлор, нарисованная Эми Шеральд, а в Vogue были показаны новые работы Керри Джеймса Маршалла и Джордана Кастила. Это, в свою очередь, лишь подтвердило тенденцию: можно превращать журнал в коллекционный арт-объект, демонстрируя творчество темнокожих художников.

Обложка авторства Кадира Нельсон.
Обложка авторства Титуса Кафара.

Не менее важными в контексте Black Lives Matter оказались дискуссии о возвращении культурных артефактов, вывезенных из африканских стран в колониальную эпоху. Первый шаг в этом направлении сделала Франция, представив закон, регулирующий передачу права собственности на несколько африканских объектов. Так, Франция уже обязалась вернуть 26 предметов, которые ее колониальные войска захватили в 1892 году в королевском дворце в западноафриканском государстве Бенин. Впоследствии они хранились в музее на набережной Бранли в Париже. Между тем такие музеи, как парижский Лувр и лондонский Британский музей, выступили решительно против подобного закона, утверждая, что такая политика опустошит западные коллекции.


Следите за DTF Magazine в Facebook, Instagram, Twitter и Telegram

Дизайн — crevv.com
Розробка — Mixis